[Shack Forms] Init failed

Как правильно распределить усилия, чтобы достичь максимального результата в изучении английского языка? Что такое интенсивность обучения и почему она является очень важным фактором в достижении значительного прогресса? Читайте об этом в нашей новой статье.

 

Учим-учим да выучить не можем

Бывает, родители переживают, что даже при регулярных занятиях дети не могут разговаривать на английском языке. И учителя квалифицированные, и методики продвинутые, и занятия ведутся по авторитетным оксфордским или кембриджским книжкам, да вот только существенного прогресса у ребёнка не наблюдается.

 

1. Почему? Давайте разбираться

2. Что же делать?

3. Какая должна быть интенсивность?

4. Какие есть возможные подводные камни?

5. Теория «дрифта» в обучении

6. Вывод

 

 

Почему? Давайте разбираться

es01Для успешного овладения любым новым навыком необходимы дисциплина и интенсивность тренировок. При низкой интенсивности и эффективность будет соответствующей. Представьте себе человека, желающего сдвинуть большой камень. Прикладывая множество усилий, камень не сдвинется с места, хотя усталость будет большой. Для достижения успеха ему придётся тренироваться ежедневно с постоянным повышением нагрузки и упором на нужные группы мышц. Только после достаточных усилий камень сдвинется. До этого момента, человек будет сильно уставать, но желаемого результата не добьется.

 

Конечно, в случае с английским языком, даже одно занятие в неделю принесёт результат, но совсем не тот, каким он может быть при большей интенсивности.

 

Феномен медленного прогресса или по-простому «долгоуч» напрямую связан с работой человеческой памяти. Она определяет важность материала не по условной «общественной важности» и ценности, а по тому, как часто он затребован. Без определённой частоты использования память стирает информацию, определяя ее как «неважную». Если заниматься английским 1 раз в 2 недели и не делать домашние задания, то к следующему занятию освоенный материал забудется и придётся его практически учить заново.

 

Кто-то из родителей скажет: «У моего ребёнка очень высокая интенсивность занятий: через день или каждый день урок английского в школе и ещё пару раз в неделю занятия с репетитором. Очень плотная программа, мог бы уже и заговорить!» Но, «интенсивное изучение английского языка» - очень общее понятие. В этом деле имеется много важных составляющих - грамматика, лексика, разговорная практика, чтение, правописание и т.д. На уроках английского в школе и занятиях с репетиторами дети могут интенсивно изучать отдельные составляющие и даже иметь прекрасные оценки. Однако, «хорошо знать язык» - это нечто другое.

 

Как правило, маркером хорошего знания иностранного языка взрослые считают навык ребёнка свободно на нём общаться на различные темы. И они абсолютно правы! Но часто бывает так, что анализ занятий по критерию «сколько времени уделяется разговорному общению и обсуждению различных тем на английском языке», показывает, что именно разговорной практике уделяется очень мало внимания или вообще не уделяется.

 

В результате, ребенок на английском не говорит, но получает хорошие оценки за правописание, перевод или чтение. На школьных уроках английского с ним занимаются грамматикой, кроссвордами, спеллингом и т.д., но не говорением как таковым – заучиванием текстов, тематической лексики (слов на определённую тему) и многократным обсуждением конкретных топиков и ситуаций, доходящего до уровня свободного общения. При таком раскладе, оказавшись в ситуации, когда нужно говорить на английском, ученик этим навыком не блещет, а родители разочаровываются в его прилежании. На самом же деле он хорошо учится, но немного не тому.

 

Что же делать?

es01Ответ очевиден - сосредоточиться на главном, довести уровень языка до способности общаться (задавать вопросы и описывать ситуации) и только потом фокусироваться на сопутствующих частях (кроссворды, спеллинг, правописание и т.д.). Ребёнку довольно сложно угодить всем причастным к обучению взрослым и далеко не каждый настолько способный, чтобы держать оборону по всем 8 фронтам внутри поля английского языка, да еще и соответствуя ожиданиям педагогов и родителей по всем школьным и дополнительным предметам.

 

Необходимо сфокусироваться на конечной цели – говорении. Сделать этот аспект приоритетным и развивать его с высокой интенсивностью. Только следует помнить о риске запустить все остальные составляющие и постараться этого не допустить. Если расставить акценты осознанно и дисциплинировано, то школьная успеваемость сильно не пострадает, а ребёнок выйдет на высокий уровень владения английским языком без больших потерь.

 

es01Крепкая основа – это базовые разговорные навыки и способность элементарно общаться, описывать ситуации и задавать вопросы. Фокусировка на множестве теоретических подробностей и деталей позволяет целому ускользнуть, и обучение английскому языку идет по замкнутому кругу. А чтобы заговорить - нужно хорошо сфокусироваться на разговорной практике. Но на это нужно время, а оно, к сожалению, полностью посвящено изучению множества вспомогательных деталей - пунктуации, не часто используемым грамматическим правилам, словам, и другим сопутствующим вещам, призванным улучшать уже сформировавшиеся разговорные навыки.

 

Поэтому, совершенно необходимо найти время для занятий именно разговорным английским и прокачки навыка живого общения, чтобы выйти на уровень практического использования языка. И тогда скучные правила, схемы и словари из школьной программы приобретут особый смысл и нужность, а поэтому будут запоминаться легко и надолго.

 

Какая должна быть интенсивность?

es01Для каждого ребёнка интенсивность определяется индивидуально. Поэкспериментируйте! Например, дайте задание пересказать текст на английском языке. Сначала ребёнок учит лексику и запоминает сюжет. Затем, изучив грамматические конструкции, описывает образы на английском языке. Интенсивность 3 раза в день по 3 подхода к изучаемому тексту дает очень хороший результат. Ученик делает первую попытку пересказа, учитель корректирует допущенные ошибки. Затем вторую, с уже меньшим количеством помарок, следом третью– делая уже добротный пересказ.

 

С такой интенсивностью прогресс не за горами! Для памяти эти знания становятся важными и их уже не получится просто забыть. После такой атаки, память переводит информацию из своего краткосрочного реестра в долгосрочный, а мозг постепенно превращает ее в крепкий навык.

 

Не отчаивайтесь, если первый текст идет сложно. На доведение одного пересказа до высокого уровня, уходит примерно неделя тренировок по 3 раза в день. Для ускорения запоминания можно дополнительно задействовать моторную память – переписывать текст на листе бумаги по памяти. Научившись свободно пересказывать один текст, ребёнок получит уверенность в своих силах и испытает заслуженную радость победы над тем, что казалось недосягаемым.

 

es01Нельзя останавливаться! Только выучив 10-15 текстов, ребёнок приобретёт железобетонную уверенность в том, что его способности позволяют легко и свободно пересказывать на английском языке интересные для него ситуации. А зная стандартные вопросы и ответы на них, общепринятые словесные конструкции и схемы построения фраз, общение с носителем английского языка перестанет казаться ему чем-то страшным. Ребёнок сможет задавать собеседнику вопросы и сам с удовольствием расскажет о себе, своих увлечениях или опишет события, которые с ним произошли.

 

На этом уровне владения ребёнок уже использует язык в своих целях, он становится его инструментом и приносит удовольствие. Разговорный навык не забывается быстро как скучный учебный материал. Рассмотренный подход поможет справиться и с другими школьными предметами. Его суть – фокус на практическом применении полученных знаний и дисциплинированная интенсивная тренировка навыка.

 

 

 

Какие есть возможные подводные камни?

Сосредоточившись на увлекательном разговорном английском, можно запросто упустить успеваемость по другим школьным предметам. Относитесь к этому философски, как к временному явлению, и не воспринимайте слишком серьезно нападки со стороны других учителей. Вы не можете угодить всем и сразу разорвав ребенка на части или учить всё и ничего! Придет время и фокус занятий будет направлен и на их предметы, что даст и им возможность порадоваться за еще вчера отстающего ученика. Перефокусировка важна еще и тем, что она дает ученику возможность увидеть результат интенсивных действий и поверить в свои силы. Добившись успеха на одном поле, пользуясь определенными инструментами, он будет использовать те же подходы для достижения других целей, с абсолютной уверенностью, что все у него получится.

 

В тоже время, старайтесь не допускать полного игнорирования других наук. Тщательное планирование и оптимизация расписания школьника, грамотное расставление акцентов позволят сохранить нужный баланс между всеми элементами образовательного процесса.

Хорошим тактическим ходом в обучении ребёнка станет прохождение с ним новых тем по предмету раньше программы. Результаты от восприятия уже знакомой темы на уроке и материала, который слышишь впервые существенно отличаются.

 

 

 

Теория «дрифта» в обучении

После штурма новой темы и выхода на высокий уровень владения навыком, на него больше не потребуется больших затрат ресурсов. Как правило, при должной интенсивности дети быстро овладевают материалом, привыкают к новому действию и начинают заниматься с удовольствием. В процессе обучения некоторых детей учителя часто сталкиваются с большим сопротивлением. Когда учителя начинают тренировать с ними рассказы о проведенном дне на английском языке, ученики бунтуют и говорят: "Никаких событий у меня сегодня не было!" Однако, через некоторое время дети понимают, что события одного дня не так уж сильно отличаются от событий следующего и через месяц интенсивной практики они уже с удовольствием рассказывают о своем дне постепенно расширяя его событийность.

 

es01Рекомендую не останавливаться, почувствовав отрицание и получив от ребёнка бурю негодования и негативных эмоций по поводу нового сложного задания. Дети очень чувствительны и не стесняются проявлять эмоции, это здоровая реакция психики. Непривычная пока еще ментальная деятельность часто идентифицируется детским разумом как ненужный стресс, которого нужно избежать. Проявите необходимую стойкость к уловкам и хитростям, потому что через некоторое время ребёнок привыкнет, и занятия начнут приносить ему удовольствие. А на этом уровне уже можно будет включить режим дрифта и сфокусироваться на других аспектах обучения. На этом уровне новая информация постигается легко и с удовольствием, без особых усилий.

 


Такие подходы делают образовательный процесс интересным для детей, а этого, к сожалению, очень не хватает школьным системам. Из-за большой нагрузки и незначительно выраженного результата дети воспринимают учебу как нудное и неприятное занятие, которого хочется избежать. Зачастую, школа не дает детям фундаментальные знания предметов, зато внедряет в их сознание глубокую уверенность в том, что учеба – это лишь «надо», повинность без удовольствия, приятных эмоций и радости побед. Формируется отвращение к обучению, а это делает человека закрытым к процессу постижения нового, полезного и интересного. Вот что формирует в сознании будущего взрослого применение неверных (устаревших) подходов, тактик и методов в обучающей среде.

 

Еще один важный момент. Школьные учебные курсы рассчитаны на очень прилежных учеников. Авторы программ по английскому языку руководствуются концепцией «Чтобы овладеть языком на должном уровне, ученик обязан выучить все его элементы».

Материал дается поступательно и методологически правильно, но чтобы усвоить все составляющие, необходимо иметь определенный уровень владения языком. Если его нет, то ученик без прочного стержня просто «проходит мимо», перегруженный материалом. Без крепкой базы правила грамматики и сотни слов просто не усваиваются. Ребенок будет хорошо сдавать зачеты и писать тесты, но информация быстро выветрится из памяти за ненадобностью.

 

 

Вывод:


Грамотное применение адекватных современных обучающих методик и технологий, одна из которых рассмотрена в этой статье, приведет к большому прогрессу в освоении ребёнком английского языка. Сложно найти учителей или репетиторов, которые будут заниматься с ребенком 3 раза в день по 3 подхода к одному и тому же заданию в течение 5 дней подряд, поэтому необходимо непосредственное участие родителей во всех обучающих процессах, затрагивающих ребёнка. Тщательно составленное расписание, с расставленными приоритетами и акцентами, – хороший инструмент в достижении целей.  Для соблюдения необходимой интенсивности прекрасно подойдут небольшие тренировки по дороге в машине, на прогулке или даже в свободное время.

 

Главные инструменты ребёнка на пути к продвинутому уровню владения английским языком – четкое понимание целей и умение расставить приоритеты, дисциплина и определённая настойчивость, интенсивность и систематичность. И, конечно, всесторонняя поддержка и контроль со стороны родителей. 

 

другие статьи >>>>> 

 

 


 

 

Igor Shavkunov

Igor Shavkunov

Автор проекта Your-Teachers.ru Профессиональный преподаватель английского языка - классического и разговорного. Автор множества статей об эффективных методиках, помогающих быстро выучить английский язык.

Подробнее.