Close the dialog

Задать вопрос

 

 

обучение детей английскому

В данной статье речь будет идти о том, какой должна быть мотивация ребёнка на изучение языка:

- о способах её выражения;

- об участии родителей в образовательном процессе;

- об иерархии способностей на пути изучения английского языка;

- о том, как сделать английский язык частью своей жизни.

 

Важность мотивации и её восприятие

 

Мотивация в обучении крайне необходима. Нацеленный на обучение ребёнок выучит несоизмеримо больше и лучше, чем тот, который учится из-под палки. Примеры мотивации могут быть разные, и их нужно применять соответственно возрасту ребёнка, дабы не возникло неверного восприятия. Зная о важности мотивации и желая интенсифицировать процесс обучения, родители, к примеру, могут сказать следующее: «Получишь пятёрку в четверти – куплю тебе «iPhone» последней модели». Мотивация, с первого взгляда, хорошая для детей любого возраста. Пятилетние дети рассматривают это устройство как возможность поиграть в игрушки. Подростки же, прежде всего, видят в нём элемент престижа, а уже потом как источник развлечений.

 

 

Почему даже при такой серьёзной и дорогой мотивации дети не начинают изучать язык лучше?

 

Причина кроется в том, что мотивация должна быть «реально осуществимой». Попробуем заглянуть в сознание ребенка. С одной стороны на весах лежит новенький «iPhone», с другой – долгий и кропотливый труд, который далеко не сразу приведёт к нужному результату. Ученик, видя разницу в уровне владения языком, между собой и тем, кто имеет пятёрку, может сделать вывод: «Нет, английский – это не для меня. Я его никогда не выучу. Буду играть на своём старом телефоне с «Андроидом».

 

Что не так с мотивацией?

 

Мотивация сформулирована неверно.Объём работы так велик, что ученик даже не знает с какой стороны приступить к выполнению поставленной задачи. Обычно дети не мыслят глобально и стратегически: «в будущем это пригодится», «без английского никуда», «вот поедем в Англию – как ты там будешь общаться с детьми?». Они мыслят категориями «здесь и сейчас». Поэтому и мотивация должна быть сформулирована в соответствующей плоскости.

 

 

Какие примеры мотивации можно придумать?

 

Начнём с детей, которым около 5 лет. В процессе занятия за правильный ответ им можно давать карточку или камушек. В конце урока суммировать все правильные ответы и сказать: «Результат твоего урока сегодня 31. Ты правильно перевел 31 предложение или слово». Я рекомендую учитывать все результаты в специальной таблице где будет видна статистика и текущий прогресс ученика.

 

Как только вы переходите к количественной оценке знаний, ребёнок сразу начинает видеть свой прогресс, что мгновенно приводит к росту мотивации. Дальше необходимо объяснить, что он получит желаемое, например, за 10 песенок, 500 слов и 30 фраз: «Смотри, за сегодня ты уже выучил 1 песенку, 15 слов и 5 фраз. Ты не устал и, двигаясь в таком темпе, за месяц у тебя все получится».

 

На первых этапах такой «сделки» требуется полное участие родителей в процессе. Ребёнок должен получить позитивный опыт решения подобных многоуровневых задач, когда результат приходит не мгновенно, а через некоторое время. Положительный успех в малых делах формирует характер, который в будущем поможет человеку в решении подобных задач. Форма меняется, но подходы остаются такими же.

 

Итак, сопроводив ребёнка в достижении намеченного результата, вы дарите ему подарок, сопровождая успех теорией: «Смотри, ты следовал нашему плану и получил, что хотел. В начале было страшно и сложно, но потом оказалось, что всё решаемо. Запомни этот подход и применяй в других делах».

 

 

Это глобально, но что делать с крайне неусидчивым ребёнком? 

 

Дети быстро устают, поэтому им надо двигаться. Я бы не стал обращать внимание на поведение на уроке, которое не мешает процессу обучения. В течение занятия необходимо менять деятельность, не давая ребенку устать. Начинать урок лучше с повторения слов. Таким образом, мозг включается в нужный режим. Затем, в зависимости от целей, можно начинать заниматься чем-то «важным и сложным». Как только ребенок начинает уставать, можно перейти на песенки или иные менее сложные задачи. Затем вновь вернуться к более «сложным». Не стоит забывать фиксировать правильно сказанные фразы, слова, заданные вопросы, описания картинок в таблице, а после урока предоставить отчёт родителям, которые в свою очередь должны придумать какую-то награду за определённые достижения.

 

Подобная количественная оценка хорошо работает для мотивирования как детей, так и более старших учеников. Критерии могут немного отличаться, но суть остаётся неизменной. Чтобы свободно владеть английским языком, необходимо уметь говорить, понимать, что вам сказали, читать и писать. Поэтому подростку можно подарить что-то ценное, за, например, 1000 слов, просмотр 5 фильмов с проработкой скриптов, и, скажем, 50 фраз, которые он может сказать по заданным темам. Эти результаты могут проконтролировать даже родители, которые не говорят на языке. Выученные слова можно распечатать, затем родитель читает их вслух на русском, а ученик переводит их на английский. Путешествующие родители владеют языком на уровне достаточном, чтобы провести подобную проверку. Скрипты элементарно достаются из субтитров, которые могут проходить такой же процесс проверки. Фразы верифицируются тем же способом.

 

 

Если всё так просто в теории, то почему всё так сложно на практике?

 

Одной из основных причин является нежелание родителей участвовать в процессе. Мол, «ребёнок ходит в садик или школу, там его научат!». Да, там его научат, но при определённых условиях, а если эти условия не выполнять, то и результата не будет. Также необходимо помнить, что в школах есть программы, которым учителя должны следовать. Программы обычно рассчитаны на среднего ученика, который полностью следует всему, что говорит учитель. Ученик делает всё домашнее задание и, к тому же, ещё и помнит всё, что выучили за всю четверть, триместр, полугодие или год. На практике такое редко происходит. Группы по английскому языку обычно состоят из 12–25 человек и учитель просто не в состоянии уделить должное внимание каждому. Если по какой-то причине ученик что-то не понял, то это непонимание порождает «эффект домино», и в результате ученик просто «проходит весь материал мимо».

 

К тому же, школьные курсы покрывают большой объём информации со множеством очень тонких нюансов английской грамматики, что на «главное» время не хватает. Ученик ещё не научился говорить, хотя бы на элементарном уровне владеть языком, понятно излагая свои мысли и т.д., но зато он знает, что множественное число от phenomenon будет phenomena.

 

 

Что плохого в том, что ученик знает слишком много тонкостей языка?

 

В этом нет ничего плохого, но, не владея базовыми навыками разговорной речи, пониманием на слух, письмом и чтением все эти детали забудутся очень быстро. Они крайне редко используются в жизни и обычно годятся только для тестов.

 

Как воодушевить подростка без последней модели «iPhone»?

 

Последняя модель iPhone просто приводилась, как абстрактный пример чего-то ценного. Для многих телефоны, включая iPhone, не являются ценностью. Поэтому необходимо мотивировать подростка чем то, что является ценным именно для него. Все эти мотивационные трюки предназначены для того, чтобы ученик полюбил язык и изучал его не для того, чтобы что-то получить в замен, а потому, что он ему нравится. Английский должен стать неотъемлемой частью жизни человека. Награды и поощрения помогают сгладить переходный период.

 

Внутри самого языка есть немало интересных тем, которые приятны сами по себе. Например, можно смотреть, обсуждать, изучать грамматику на интересных классических фильмах. Это те же слова и грамматические конструкции, но в форме фильма, они изучаются гораздо быстрее и с удовольствием. Можно использовать, песни или анекдоты. Можно упражняться в рэпе или собирать блестяще сказанные мысли. Сам язык полон мотиваций, поэтому в зависимости от ситуации и психотипа ученика, необходимо их использовать.

 

Что делать, если случился коллапс и ребёнок вдруг даже разучился читать?

 

Коллапсы случаются от переизбытка информации. Если она постепенно накладывается на старую, то обучение происходит поступательно и с лёгкостью. Сначала ученик изучает слово «shark» – акула. Затем, «It’s a shark.» – это акула. После этого «It’s a white shark.» – это белая акула и т.д. Если на каком-то этапе какой-то элемент упущен, ребёнку приходится сталкиваться уже не с одной неизвестной, а 3-мя или 4-мя. Идёт перегрузка на психику и память  отказывается запоминать или вспоминать что-либо. Типичная защита от перегрузки. Возникает чувство: «Я это вообще никогда не освою».

 

Выход из этой ситуации прост: надо вернуться к азам грамматики и перефокусировать внимание ученика не на то, что он не знает, а на то, что он знает. За каждый правильный ответ хвалить, награждать баллом и показывать ему на конкретных примерах, как хорошо он говорит на английском: «Смотри, я спросил тебя 30 вопросов и ты правильно ответил на 27! Ты молодец!».

 

Такой подход вернёт ребенку уверенность в себя, и через короткий промежуток времени он догонит общую программу, а изучение английского будет не в тягость, а в радость.

ВЫВОД: 

Мотивация и прогресс должны быть реальными и выражаться в качественных и количественных величинах. Участие родителей необходимо, несмотря на занятия в школе или с репетитором. Развивать необходимо сначала базовые способности (разговорную речь, чтение, письмо, понимание на слух), а потом, когда ученик может понятно изъясняться, понимать, писать и читать, - сосредоточиться на нюансах. Необходимо сделать английский частью своей жизни.

 

АВТОР

Igor

igor shavkunov s 

Поиск репетитора

Анонс статей