Close the dialog

Задать вопрос

 

 

обучение детей английскому

В этой статье рассказывается о том, какой должна быть мотивация. О выражении её в количественных величинах. Об участии родителей в образовательном процессе. О иерархии способностей на пути изучения английского языка. И о том, как сделать английский язык частью своей жизни.

 

 

 

Как мотивировать ребёнка?

 

Мотивация в обучении очень важна. Мотивированный ребёнок выучит гораздо больше и лучше, чем ребёнок, который учится из под-палки. Мотиваций может быть много, и для детей различного возраста они отличаются. Зная о важности мотивации и желая интенсифицировать процесс обучения, родители могут сказать: «Получишь пятёрку в четверти, куплю тебе последний iPhone». Мотивация, с первого взгляда, хорошая для детей любого возраста. Пятилетние дети рассматривают это устройство как возможность поиграть в игрушки. Тинэйджеры видят в нём элемент престижа, не говоря уже о возможности поиграть в игрушки.

 

 

Почему даже при такой серьёзной и дорогой мотивации дети не начинают изучать язык лучше?

 

Причина кроется в том, что мотивация должна быть «реальной». Давайте заглянем в сознание ребенка. На весах лежит, с одной стороны iPhone, с другой - долгий и кропотливый труд, который далеко не сразу приведёт к нужному результату. Ученик видит разницу владения языком между тем, кто имеет пятёрку и им самим и делает вывод: «Нет, английский это не для меня. Я его никогда не выучу. Буду играть на старом андроиде».

 

 

Что не так с мотивацией?

 

Мотивация сформулирована неправильно. Объём работы так велик, что ученик даже не знает с какой стороны приступить к поставленной задаче. Обычно дети не мыслят глобально «в будущем это пригодится», «без английского никуда», «вот поедем в Англию, как ты там будешь общаться с детьми?». Они мыслят категориями «здесь и сейчас». Поэтому и мотивации должны быть в соответствующей плоскости.

 

 

Например, какие мотивации можно придумать?

 

Начнём с детей, которым около 5 лет. В процессе занятия за правильный ответ им можно давать карточку или камушек. В конце урока суммировать все правильные ответы и сказать: «Результат твоего урока сегодня 31. Ты правильно сказал 31 предложение или слово». Я рекомендую учитывать все результаты в специальной таблице где будет видна вся деятельность ученика.

 

Как только вы переходите к количественной оценке знаний, ребёнок начинает сразу видеть свой прогресс и мотивация мгновенно возрастает. Дальше необходимо объяснить, что он получит то, что хочет за, скажем, 10 песенок, 500 слов и 30 фраз. «Смотри, за сегодня ты уже выучил 1 песенку, 15 слов и 5 фраз. Ты не устал и двигаясь в таком темпе, за месяц, у тебя все получится».

 

На первых этапах такой «сделки» требуется полное участие родителей в процессе. Ребёнок должен получить позитивный опыт решения подобных многосложных задач, когда результат приходит не мгновенно, а через время. Положительный успех в малых делах формирует характер, который помогает человеку в решении подобных задач в будущем. Форма меняется, а подходы остаются.

 

Итак, сопроводив ребёнка в достижении намеченного результата, вы дарите ему подарок, сопровождая успех теорией: «Смотри, ты следовал нашему плану и получил, что хотел. В начале было страшно и сложно, но потом оказалось, что всё решаемо. Запомни этот подход и применяй в других делах».

 

 

Это глобально, а что делать с ребёнком, который крайне неусидчив на уроке?

 

Дети быстро устают, поэтому им надо двигаться. Я бы не обращал сильно внимание на то поведение на уроке, которое не мешает процессу обучения. В течение урока необходимо менять деятельность, не давая ребенку устать. Начинать урок лучше с повторения слов. Таким образом мозг включается в нужный режим. Затем, в зависимости от целей, надо начинать заниматься чем-то «важным и сложным». Как только ребенок начинает уставать, можно перейти на песенки или другую более простую деятельность. Затем вернуться к более «сложной». Не забывать фиксировать правильно сказанные фразы, слова, заданные вопросы, описание картинок в таблице и в конце урока предоставлять отчёт родителям, которые в свою очередь должны придумать какую-то награду за определённый результат.

 

Подобная количественная оценка хорошо работает как для мотивации детей, так и для учеников более старшего возраста. Критерии могут немного отличаться, но суть остаётся неизменной. Чтобы свободно владеть английским языком, необходимо уметь говорить, понимать что вам сказали, читать и писать.

 

Поэтому тинэйджеру можно подарить что-то ценное, за, например, 1000 слов, просмотр 5 фильмов с проработкой скриптов и 50 фраз, которые он может сказать по заданным темам. Эти результаты могут проконтролировать даже те родители, которые не говорят на языке. Выученные слова можно распечатать. Затем родитель читает их вслух на русском, а ученик переводит их на английский. Путешествующие родители владеют языком на уровне достаточном, чтобы провести подобную проверку. Скрипты элементарно достаются из субтитров, которые могут проходить такой же процесс проверки. Фразы верифицируются тем же способом.

 

 

Если всё так просто, то почему всё так сложно?

 

Одной из основных причин, является нежелание родителей участвовать в процессе. «Ребёнок ходит в садик или школу, там его научат!». Да, там его научат, но при определённых условиях, а если эти условия не выполнять, то и результата не будет. Также необходимо помнить, что в школах есть программы, которым учителя должны следовать. Программы обычно рассчитаны на прилежного ученика, который полностью следует всему, что говорит учитель. Ученик делает все домашнее задания и, к тому же, ещё и помнит всё, что выучили за всю четверть или год. На практике такого не происходит. Группы по английскому языку состоят из 12 – 25 человек и учитель просто не в состоянии уделить должное внимание каждому. Если по какой-то причине ученик что-то не понял, то это непонимание начинает служить причиной других непониманий, и в результате ученик просто «проходит материал мимо».

 

К тому же, школьные курсы покрывают большой объём информации со множеством очень тонких нюансов английской грамматики, что на «главное» время не хватает. Ученик ещё не научился говорить, хотя бы на элементарном уровне владеть языком, понятно излагая свои мысли и т.д., но зато он знает, что множественное число от phenomenon будет phenomena.

 

 

Что плохого в том, что ученик знает много тонкостей языка?

 

В этом нет ничего плохого, но, не владея базовыми навыками разговорной речи, пониманием на слух, письмом и чтением все эти детали забудутся очень быстро. Они крайне редко используются в жизни и обычно годятся только для тестов.

 

 

Как воодушевить тинэйджера без последней модели iPhone?

 

Последняя модель iPhone просто приводилась, как пример чего-то ценного. Для многих телефоны, включая iPhone, не являются ценностью. Поэтому необходимо мотивировать тинэйджера чем то, что является ценным именно для него. Все эти мотивационные трюки предназначены для того, чтобы ученик полюбил язык и изучал его не для того, чтобы что-то получить в замен, а потому, что он ему нравится. Английский должен стать неотъемлемой частью жизни человека. Награды и поощрения помогают сгладить переходный период.

 

Внутри самого языка есть немало интересных тем, которые приятны сами по себе. Например, можно смотреть, обсуждать, изучать грамматику на интересных классических фильмах. Это те же слова и грамматические конструкции, но в форме фильма, они изучаются гораздо быстрее и с удовольствием. Можно использовать, песни или анекдоты. Можно упражняться в рэпе или собирать блестяще сказанные мысли. Сам язык полон мотиваций, поэтому в зависимости от ситуации и психотипа ученика, необходимо их использовать.

 

ВЫВОД: 

Мотивация должна быть реальной и выражаться в количественных величинах. Участие родителей необходимо, несмотря на занятия в школе или с репетитором. Развивать необходимо сначала базовые способности (разговорную речь, чтение, письмо, понимание на слух), а потом, когда ученик может понятно изъясняться, понимать, писать и читать, - сосредоточиться на нюансах. Необходимо сделать английский частью своей жизни.

 

АВТОР

Igor

igor shavkunov s 

Поиск репетитора

Анонс статей