В этой статье мы расскажем, как творчески подойти к обучению ребенка английскому языку. Разберем типичные препятствия, которые могут возникнуть на этом пути и варианты их преодоления. Опишем работающие методы вовлечения ребёнка в процесс. Рекомендации, предложенные в статье, помогут родителям эффективнее наладить диалог со своими детьми, а детям еще сильнее поверить в себя и свои силы.
СОДЕРЖАНИЕ:
3. О ценности «опыта успеха» и подходов
4. Проблемы современных образовательных систем
5. Отдайте ребенка в школу и его НЕ научат
7. Заниматься с ребенком – is fun
9. Вывод
Для чего мы обучаем детей иностранным языкам? Главная цель – научить свободно и с удовольствием общаться на выбранном языке (понимать собеседника, говорить, читать и писать). В конце концов, новый язык должен стать неотъемлемой частью жизни ребенка и перейти из разряда «цель» в средство достижения других целей. Таких, как приятная коммуникация с англоязычными друзьями, обретение дела жизни или легкая ассимиляция в англоговорящей стране.
Отличным бонусом к овладению иностранным языком идут: наработка бесценного опыта познания и систематизации новой информации, создание новых нейронных связей в мозге, вклад в ментальное здоровье, развитие общей образованности, культуры и эрудированности.
К сожалению, российская школа по-прежнему опирается на догму «учеба – это тяжелый дисциплинированный труд». Высокие достижения по предмету, как правило, не связываются с получением радости и удовольствия от процесса. Холодный педагог, скучные правила, зубрёжка, прилежное выполнение заданий, сдача экзаменов, а где-то там, в далеком будущем – радости общения на английском.
→ Все это не мотивирует и не воодушевляет ребенка.
«Без английского никуда», «язык пригодится тебе в будущем» - просто слова, не имеющие ценности для свежих разумов. Дети мотивируются близкими, реальными и осязаемыми целями, например: «выучишь 10 новых слов, идём есть мороженое!» Не нужно ставить им мультизадачи, вроде: «закончишь четверть на пятёрки – получишь айфон». Как ни странно, это слабо работает. Слишком сложная схема, непонятно и долгосрочно. Даже если ребенок попробует добиться цели, то столкнувшись с парой трудностей, без уверенности в ее достижимости и опыта преодоления быстро капитулирует.
Необходимо с самого начала обучения создавать и накапливать в мышлении юного ученика опыт успеха. Выстраивать в его сознании четкую корреляцию совершённых действий и позитива от результатов его труда. Даже самые простые заученные новые слова нужно сопровождать наградой и приятным комментарием: «Ты очень способный! За 5 минут – 5 новых слов, молодец!» Со временем увеличивая объем заданий, подкрепляя успех поощрением и отмечая любые победы, даже маленькие, мы взращиваем в ребенке уверенность в себе и собственных силах. Он будет четко знать: «Я могу выучить все, что захочу, у меня всё получается». Недаром, человек освоив один иностранный язык, со вторым справляется гораздо быстрее и увереннее. Все потому, что у него уже есть позитивный опыт – Я МОГУ ЭТО СДЕЛАТЬ.
Большое значение имеет то, какие методы и по какой системе применяются в обучении ребенка. Подходов множество и их нужно аккуратно апробировать и адаптировать под психотип и индивидуальные характеристики ребенка. Метод обучения – это некий набор инструментов, систематизирующих и упрощающих процесс познания. Правильно подобранные подходы дают ребенку понятные схемы постижения информации. Например, при необходимости запомнить новые слова можно использовать карточки или переписывание по памяти, надиктовку и прослушивание, или произношение по буквам (спеллинг). Без удобных и апробированных инструментов обучение превращается для ребенка в каторгу.
Наша с вами задача - обучить ребенка не знанию, как таковому, а навыку овладевать знанием (в нашем случае английским языком). В настоящее время изучение любого предмета является делом больше психологическим, чем техническим. Информация ищется в интернете за секунды, а вот воодушевить ребенка задавать вопросы и искать на них ответы, заниматься саморазвитием и самообразованием, познавать себя и уметь четко рассчитывать свои силы – задача не такая уж и простая.
К сожалению, школа больше учит сдавать ЕГЭ на приличные баллы, чем умению овладевать информацией и нарабатывать желаемые навыки. И даже далеко не все ВУЗы способны научить этому своих студентов. Многие молодые люди так и не обретают за время обучения свои стержни, на которые могли бы нанизывать новую информацию, анализировать ее, сортировать и использовать себе во благо. Их поглощает бурный инфоокеан, а хаотичные факты не задерживаются в памяти долго, не найдя места и назначения в системе быстро растворяются. Диплом о высшем образовании больше не имеет определяющей судьбу силы и не характеризует владельца как высокоразвитую личность и профессионала.
Времена меняются, дети и взрослые становятся другими. Эра беспрекословного подчинения авторитетам прошла, прогрессивная часть социума всегда держит свой аналитический аппарат наготове. Мы можем проверить любую информацию в интернете и мало что осталось за гранью наших возможностей. Получив рекомендации врача, мы обычно сёрфим информацию лично, чтобы убедиться в её адекватности и правильности, а в случае сомнений обращаемся к другому врачу.
Образование тоже проходит через наш тонкий фильтр, как медицина или другие сферы жизни. «Нас же научили и их научат!» - больше не работает. Не факт, что научат. Унылые общеобразовательные результаты подтверждают тезис «школа не для обучения, а для социализации». И подсчитывая общее время, проведенное там ребенком ради социализации, становится грустно. А кто же тогда научит? – вопрос важный.
Успех в современных реалиях обусловлен не наличием диплома, а приобретенными навыками и умением их применять. Специалисты всяческих наук с дипломами, но без уверенных навыков работы в конкретной сфере не очень-то интересуют работодателей. Недостаточно, к примеру, иметь диплом программиста, нужно уметь программировать, постоянно усиливать экспертность и талантливо продавать свои навыки, принося конкретную пользу.
Это очевидные вещи, но процесс обучения в школе почему-то до сих пор выстраивается по иному сценарию. Дети изучают множество деталей, за которыми скрывается целое. Заканчивая школу, они так и не говорят на английском, не смотрят фильмы с оригинальной озвучкой, не общаются с друзьями с других континентов. Не умеют правильно работать с информацией и не верят в себя и свой успех. Конечно, есть счастливые исключения, но они лишь подтверждают общую тенденцию.
Брать всё в свои руки. Отслеживать результаты, это кто-то должен обязательно делать. Не оценки педагогов, а реальные результаты обучения. Даже при самом незначительном участии близких ребенку людей, процесс интенсифицируется многократно. Продвинутая современная бабушка может так замечательно повлиять своим вниманием на обучение внука, что выбранная программа будет осваиваться ими с опережением. В этом случае, объяснения учителя ложатся на уже подготовленную почву и дают шикарные плоды в мышлении ребенка. Практика ответов на вопросы по пройденному материалу или обычного пересказа усвоенной темы дома, позволяют ученику чувствовать себя очень уверенно у доски в присутствии класса. В приятной компании поощряющих близких учиться интересно и комфортно!
Вариантов участия много, их смысл сводится к одному – привлечение дополнительного внимания к изучаемому предмету. В школе ребенок вынужден одновременно познавать около 8 наук. Это серьезно расфокусирует внимание ученика. Мышление адаптируется и настраивается на предмет изучения только после определенного погружения и интенсивности. У кого-то это проходит медленно, кто-то фокусируется быстрее, это неважно. Главное создать ту самую интенсивность, необходимую для конкретного ребенка, включить его механизм адаптации и настроить глубину усвоения информации. В стандартном классе из 25-30 детей педагогу это сделать очень сложно, практически невозможно. Учитель вынужден ориентироваться на отстающих и подтягивать весь класс к среднему уровню. Поэтому, если есть заинтересованность в уровне, отличающемся от «середнячка», подключаем свои родительские ресурсы.
Включившись в процесс, будьте готовы наблюдать три интересных этапа детских реакций. Первый – сопротивление, дальше - нейтральное отношение, сменяемое, наконец, удовольствием от процесса. К примеру, мы с моими учениками играем в игру: я произношу название какого-то цвета на английском, ребенок – другого, и так пока цветов не останется. Назвавший последний – выигрывает и получает символический приз. В эту игру можно играть с неправильными глаголами, существительными по выбранной теме, разыгрывать диалоги, ситуации и т.д.
Как правило, начало игры не вызывает энтузиазма, ребенку не хочется вспоминать скучные цвета или напрягать память обозначенной темой. Но мало-помалу он включается в игру и, почувствовав задор, перестает думать о трудностях и фокусируется на желании победить. Зная об этих трех обязательных этапах, я спокойно и твердо прохожу сопротивление, подключаю мотивацию в нейтральном периоде и предоставляю возможность положить в копилку очередной опыт успеха, когда ребенок уже настроен на победу.
Обучая сына Вову, я намерено проигрываю сет, замечая, что сегодняшний результат выше вчерашнего. Используя этот подход, мы успешно выучили все страны мира и их столицы. Для маленького ребенка это довольно сложная тема и на этапе сопротивления Вова откровенно горевал. Кроме того, я использовал метод визуализации и поставил условие разрабатывать маршрут поездки из названной страны в другую. Через пару месяцев, расширив познания до необходимого уровня, Вова начал получать большое удовольствие от игры и бегал за мной с глобусом, спрашивая, к примеру, как я намерен добраться из Папуа Новой Гвинеи во Францию.
Зачем впутывать в английский географию?
Мы работали над развитием важного навыка - визуализации. Просто выучить 120 стран с множеством маршрутов – сложно. Поэтому мы начали писать слова на английском и заниматься спеллингом – произнесением слов по буквам. Это значительно облегчило процесс. Даже такие длинные слова как, к примеру, beautiful – B-E-A-U-T-I-F-U-L ребенок произносил по буквам быстро и без ошибок, соответственно и прописывал на отлично.
Дальше пошла арифметика. Процесс складывания и вычитания чисел шёл со скрипом, но визуализация, которой овладел ребенок «летая по миру», пошла ему на пользу. Теперь он представляет весь числовой ряд и складывает или отнимает числа быстро и легко. Главное – найти свои подходы и выстроить удобную для себя и ребенка систему, заинтересовать.
Самая большая проблема для родителя - организовать себя.
Знаю не понаслышке. Регулярно общаясь с англоговорящими приятелями и прекрасно зная, что нет ничего лучше погружения в языковую среду, я редко говорил на английском с сыном. Пришлось заставить себя перевести все разговоры на повседневные темы на английский. Ребенку, кстати, понравилось! Он начал чаще обращаться с просьбами, наверное, потому, что откликался я на них гораздо охотнее, чем на русском языке. После адаптации я попросил Вову ежедневно перед прогулкой рассказывать мне о прошедшем дне. Через неделю сопротивление отпустило, и утренний рассказ вошел для нас обоих в привычку.
Твердо решив непосредственно участвовать в образовательном процессе ребенка, будьте бдительны! Скорее всего, вы не раз поймаете себя на лени, усталости, плохом настроении, самочувствии или мыслях о необязательности этого мероприятия. Не сдавайтесь. Пройдет немного времени, и привычка заниматься чем-то вместе укоренится, а процесс начнет приносить радость и удовольствие вам обоим.
Обязательно контролируйте ваш вектор движения. Английский язык состоит из множества составляющих – фонетика, грамматика, лексика, пересказы текстов, переводы, пение песен, заучивание новых слов, письмо, спеллинг и т.д. Все это требует времени и настойчивости. Не забывайте о других школьных предметах, для них тоже нужен ресурс.
Рекомендую составить подробный план действий – таблицу, в которую вы внесете все разделы и будете отмечать затраченное время и отображать текущие и общие результаты. Наглядная и четкая система очень поможет вам не упустить важное. Мониторьте успехи, используйте с пользой и удовольствием свободное время – поездки, прогулки, совместный досуг. Очень приятной может стать привычка играть на английском в города, в прилагательные или просто беседовать на любимую тему. Учеба превращается в приятное времяпровождение, становится частью общения между родителем и ребенком. Переходит из разряда «обязанность, которую хочется избежать» в сферу «fun» - веселье.
1. Забудьте утверждение «Нас в школе научили и их научат», оно не работает. Школьных учителей, как правило, волнует общая успеваемость и дисциплина. Поэтому, без вовлеченности и интереса к предмету большую часть информации ребенок не использует и забывает, получив оценку.
2. Непосредственно участвуйте в образовательном процессе ребенка, пробуйте подходы, адаптируйте их под ваши потребности. Контролируйте, интересуйтесь, мотивируйте! Помогите ребенку закрепить практикой полученную от педагогов информацию.
3. Заниматься с ребенком – is fun! Ассимилируйте занятия в повседневное общение, играйте в игры, устраивайте состязания. Восхищайтесь успехами, награждайте за победы. Копите его опыт успеха. Верьте в своего ребенка! Тогда он будет верить в себя и свои возможности.
4. Помогайте ребенку делать выбор и ставить правильные цели. Краткосрочные, осязаемые и близкие цели мотивируют детей лучше, чем многозадачные и объемные. Лучше «мороженое за 10 слов», чем «айфон за пятерки в четверти».
5. Нужно научить ребенка овладевать любым необходимым знанием т.е. научить учиться. Все знать невозможно, необходимо не бояться постигать новое знание и быть уверенным в себе. Ументь, усваивать, анализировать, систематизировать и применять необходимую информацию. Пользоваться инструментами и схемами.
Igor Shavkunov
Автор проекта Your-Teachers.ru Профессиональный преподаватель английского языка - классического и разговорного. Автор множества статей об эффективных методиках, помогающих быстро выучить английский язык.