В этой статье я поделюсь с вами личным опытом обучения ребенка по интересной методике, благодаря которой мой пятилетний сын научился запоминать существенные объемы информации (все страны мира и их столицы на русском и английском языках) и преуспел в применении полученных знаний в повседневной жизни.
Я расскажу, как найти ту самую «точку кристаллизации», дающую ребенку уверенность в собственных возможностях и помогающую накопить большое количество знаний с минимальными усилиями.
СОДЕРЖАНИЕ:
2. Развивающие игры – большие помощники
3. Двигатель запустился, и теперь сам вырабатывает ток
5. Карта мира – бесконечный источник вдохновения и тем для обучающих занятий!
7. Вывод
Умение работать с информацией, быстро обучаться и быть в курсе всех событий - важные составляющие жизненного успеха в современном мире. Культурные и прогрессивные люди идут четко в фарватере новых научных открытий, хорошо знают историю зарождения и развития идей и технологий и всегда обладают самой актуальной информацией. Формат их жизни многообразен и интересен, разносторонние увлечения приносят много радости и позитивных эмоций.
Для того, чтобы поскорее ввести своего 5-ти летнего сына Вову в этот замечательный эгрегор, я начал изучать с ним карту мира. Процесс стартовал с выучивания названий стран и их столиц. Поначалу было непросто. Эффект новизны быстро сменился на протесты: «Не хочу учить страны! Не буду заниматься картой! Go away! Leave me alone!» Но, помня древнюю мудрость: «То, что вначале кажется ядом - в конце может стать нектаром, а то, что вначале кажется нектаром - в конце часто становится ядом», я проявил дипломатическую настойчивость. Используя раскраски и другие развлечения, связанные с картой, я достиг желаемого - отрицание постепенно сменилось на нейтральное отношение. «Страны? Ну ладно, давай учить». День за днём, шаг за шагом, мы продвигались к нашей цели - выучить ВСЕ страны мира и их столицы.
Игра с условным названием «Путь» принесла нам очень хороший результат. Её суть - построение воображаемого маршрута на карте, связывающего две страны, расположенные далеко друг от друга. В качестве исходной точки мы всегда брали Москву, а первой конечной целью маршрута стала Португалия. Путь рисовали на карте карандашом, обязательно проговаривая каждый шаг и название страны по ходу движения.
Следующий уровень - не подсматривая в карту, рассказать путь по памяти. Мы с сыном построили четыре длинных маршрута в Португалию - они покрывали почти все страны Европы, и по очереди пересказывали их друг другу. Таким же образом в игре строился маршрут по столицам. Так, в игровом процессе, мы сначала изучили всю Европу. Например, Вова задавал мне вопрос: «Как ты попадешь в Португалию по третьему маршруту, по столицам?» Я отвечал: «Маршрут такой: Москва, Киев, Кишинёв, Бухарест, Будапешт, Вена, Берн, Париж, Мадрид, Лиссабон». Второй этап пошел гораздо бодрее, ушел стресс и появился живой интерес. Память настроилась на предмет изучения, и ребенок с лёгкостью запоминал новую информацию. Поход в Новую Зеландию из Москвы включал в себя 16 стран по 1-му маршруту, Вова проговаривал его по памяти довольно быстро и называл страны и столицы без запинки.
На третьем этапе обучения я подключил упражнение «Страны вокруг страны». Я называл страну и давал Вове задание назвать все находящиеся на карте сверху, снизу, справа и слева от нее. Затем мы менялись местами – страну выбирал уже сын, а отвечал я. Если Вова пропускал какую-то страну и я его поправлял - баллы присуждались мне. Если допускал ошибку я (часто намеренно), то баллы шли в копилку сына.
Нужно обязательно давать ребенку регулярно одерживать победы в обучающих играх. Чувство собственной успешности и получение признания за достигнутую цель приносит ребенку радость и мотивирует гораздо лучше разочарований и порицания. А поощрение (небольшой презент или приятность), полученное в результате прохождения сложного пути, вырабатывает в мышлении ребенка позитивный паттерн - «добился цели – получил награду».
Игровые занятия я часто провожу с Вовой, когда мы едем в автомобиле. Он обожает слушать музыку и всегда просит включить радио. Перед тем как выполнить его просьбу, я даю задание: «Расскажи мне, как добраться в Новую Зеландиюпо 2-му пути, потом включаем радио». Поначалу он отказывался и обижался, но через какое-то время сам стал инициировать игру. Усаживаясь в машину, он начинал первый: «Находясь в Германии, как ты попадешь в Перу?» Даже когда я не планировал вести в дороге игру, ребенок буквально заставлял меня это делать, задавая различные вопросы.
Таким образом, используя нехитрые педагогические приемы, я замотивировал Вову на обучение, и он прекрасно освоил Европу, Азию, Америку и Африку, а также названия почти всех столиц. Сын настолько привык к процессу, что начал сам приносить мне глобус и просить играть: «Что тебе показать на карте?» Заметив это, я усложнил правила игры: «Теперь страны и столицы называем только на английском языке». Надо сказать, большого труда для ребенка это не составило, и он отлично справился с новой задачей.
Я был уверен в успехе. Ведь все методики обучения базируются на дисциплине, регулярности и выработке привычки. Неважно насколько сложная стоит задача, важно как человек к ней адаптирован. Ментальные мышцы, как и физические, хорошо поддаются тренировке, поэтому для человека регулярно бегающего по 10 км не составит труда подняться на 10-й этаж, эта нагрузка ему знакома. Так и для ученика любого уровня, настойчиво тренирующего память и разум в одной сфере обучения, не составит труда освоить внушительный объём информации из другой области. Всё зависит от подготовленности и внутренней уверенности, развивающейся бонусом к упорству.
Мне часто говорили: «Зачем вы учите страны и столицы? Это бесполезное занятие! В школе он и так всё выучит». Однако, выяснилось, что прилично ориентируются в карте мира и не ошибаются в названиях стран и их столиц даже на русском языке очень немногие люди, в том числе закончившие школу с отличием. 170 стран, маршруты к которым включают порой по 25 государств – этот объем требует от ребенка воображения и сосредоточенности. А результат, который достигается в итоге – развитие у ребенка памяти, укрепление навыка анализировать и усваивать большие потоки новой информации хорошо иллюстрируют эффективность этого метода.
Очень важно, что этот метод отлично работает и на стороне психологической составляющей процесса обучения. Ребенок, сумевший овладеть таким количеством единиц информации (170 стран и 170 столиц), легко усвоит любой другой материал. Он вряд ли скажет: «Ой, так много, я это никогда не выучу!» И это подтверждено практикой. За неделю Вова выучил больше сотни знаков дорожного движения. Здесь, в отличие от карты, процесс сразу начал приносить ему удовольствие. Теперь он обязательно следит за ними по ходу движения на авто, и я даже начал получать с пассажирского места ценные советы по правильному вождению автомобиля.
Обучающая игра, базирующаяся на карте мира удобна еще тем, что на нее можно нанизывать много других элементов. Например, одно из любимых занятий Вовы – называть марки автомобилей. Он обожает заниматься этим сидя в машине или во время прогулок. К удивлению прохожих, он ловко определяет не только марку и модель автомобиля: «Это БМВ Х5, а это Toyota Land Cruser», но и тип двигателя (бензиновый или дизельный), прислушавшись к его звучанию.
Изучая с сыном карту, я постарался увязать с ней его увлечение. Таким образом, Германия перестала быть абстрактным пятном, а стала вполне конкретным местом, где производят автомобили определенных марок. От сына начали поступать предложения: «Давай завтра поедем в Германию и посмотрим, как там делают BMW». А Япония стала прочно ассоциироваться с Toyota, Nissan и т.д., и я регулярно получаю убедительные просьбы туда тоже смотаться.
За автомобилями последовали названия животных. Рандомный их список преобразовался в «Животные Африки», «Животные Европы» и так делее. Дальше я планирую перейти к категориям «Цивилизации и культуры», как только почувствую, что ребенок достаточно подготовлен к восприятию этой информации.
Вполне естественно, что на начальных этапах новой теме придется уделить максимальное количество времени, жертвуя чем-то менее важным. Это вопрос приоритета. Входной и закрепительный этап не длятся долго, а в итоге вы получите прогресс во всех образовательных направлениях. Выйдя на уровень стабильного прогресса в новой сфере, начинайте заниматься и другими, параллельно продолжая первую. О правилах распределения интенсивности в процессе обучения вы можете прочитать в этой статье "Интенсивность - главный фактор, определяющий успех в английском ".
Не ждите от детей понимания важности образования. Даже рассказывая им об этом ежедневно, не рассчитывайте на позитивную реакцию и включение осознанности. Наши дети очень сильно отличаются от нас. Они любят заниматься только тем, что приносит мгновенный позитивный результат. Их мышление свободно. Это является одной из причин того, что представители этого поколения очень быстро создают новые технологии. Учитывая эти особенности, современные корпорации вводят во многие рабочие процессы геймификацию, элементы поощрения и коллективного признания. Для максимального раскрытия потенциала, молодых сотрудников обеспечивают комфортом и избавляют от муторных формальностей.
Хорошо бы взять с них пример и перестать бороться с данностью. Лучше научиться грамотно использовать особенности мышления нового поколения во благо образовательного процесса. Вместо того, чтобы насильно и агрессивно вытаскивать своих детей из зоны комфорта (в которой взрослые, кстати, точно также любят находиться), встройте занятия, сохранив комфорт. Сделайте процесс обучения интересным! Организуйте для ребенка постоянное получение мгновенного результата. И помните, поколение "Z" мотивирует успех и признание, а не наказания и разочарование в их способностях.
И, конечно, здесь очень важна дисциплина и иниенсивность. Самое главное - не сдаваться, получив от ребенка сопротивление, которое может быть выражено разными способами - от слез до истерик и цитирования норм Конституции. Спокойно, аккуратно и настойчиво внедряйте новые процессы в жизнь ребенка, периодически давая ему возможность делать "выбор без выбора". В таком случае у ученика сформируется ощущение что он сам все решает и занятия начнут приносить удовольствие. Обязательно отмечайте его маленькие победы и гордитесь успехами!
Возможно, кому-то захочется сказать, что вообще всё зависит лишь от самого ребёнка. Что есть очень талантливые дети, которым всё даётся легко и просто. А есть обычные и у них бывают проблемы с обучением. Я не стану утверждать, что мой сын Вова очень талантливый ребёнок, хотя, как и любому родителю, мне бы очень хотелось, чтобы это было так. Дефицит внимания и гиперактивность делают его ребёнком «сложным для обучения». Однако, даже для самых «трудных» детей можно всегда подобрать ключик.
Приведу немного цифр. Обычно ребёнку на начальных этапах обучения требуется 3 повторения чтобы запомнить единицу информации. Моему сыну, как и многим другим, были необходимы 5 повторений. Кому-то достаточно 2-х занятий в неделю по теме, а другим нужны 2 занятия в день. Ровная интенсивность и дисциплина приносят свои плоды – через некоторое время мой сын сравнял свой уровень со среднестатистическим. Далее память развилась, опыт увеличился, и ребенок вышел на следующий уровень – выше среднего. Например, названия всех планет Солнечной системы и общую информацию о них он запомнил минут за 20. Раньше это заняло бы гораздо больше времени.
Базовые способности ребенка играют роль, но только как определение исходящего уровня для подбора эффективных инструментов обучения. Далее важны только регулярность и интенсивность занятия с ребёнком, верная методика, правильно подобранные педагогические приемы и непосредственное участие с соответственным контролем над процессом со стороны родителей.
Карта мира – замечательный тренажер для увлекательных и позитивных обучающих занятий с ребенком. Инструмент универсальный и служит удобным стержнем для нанизывания всё новых и новых знаний из различных сфер жизни. Заучивание названий частей света, стран, столиц и городов - это эффективный тренинг для памяти не только ребенка, но и взрослого.
Успех этой методики во многом зависит от того, сколько времени будет потрачено на обучение, а бесспорный её плюс в том, что процесс легко интегрируется в повседневную жизнь. Занятия можно проводить в дороге, на прогулке, за обедом и во время отдыха. Игровой подход подразумевает отсутствие напряжения, которое сопровождает обычные уроки. Со временем, игра «в карту» станет приятной привычкой и прекрасным способом совместного времяпровождения, приносящим радость и удовольствие.
Выработав навык обработки таких больших объёмов информации, другие образовательные задачи для ребенка становятся проще, растет его уверенность в собственных силах и возможностях.
Подобные методики, используемые в дополнительном образовании, компенсируют негативный побочный эффект стандартного подхода, когда у детей создается устойчивое внутреннее ощущение, что «учеба» - это то, что надо сделать и поскорей забыть. Что учиться нудно и не интересно и это неприятная обязанность, на которую приходится тратить свое время.
Именно культ образования в Китае послужил базой для большого прорыва в экономике страны. А гедонизм, отсутствие целей, примитивные базовые потребности и плохо развитое мышление могут разрушить не только человека, но и целую страну. Поэтому первоочередная задача родителей и педагогов - научить детей учиться с удовольствием, используя интересные для них темы и достойные источники информации.
На самом деле учеба – это увлекательнейший и интереснейший процесс! И если его правильно выстроить, то он приносит большое удовольствие и радость не только от достигнутых результатов, но и от самого развивающего процесса.
Igor Shavkunov
Автор проекта Your-Teachers.ru Профессиональный преподаватель английского языка - классического и разговорного. Автор множества статей об эффективных методиках, помогающих быстро выучить английский язык.