[Shack Forms] Init failed

 

 

 kogda znaniya prevrashchayutsya v nakazaniyaКогда школа отнимает у детей радость познания

 

Вчера со мной поделились списком вопросов для зачёта по «Новой истории». Сдавать их должен был мальчик 12-ти лет. Когда я их прочитал, негодование перешло все границы: это не школьный уровень, а скорее экзамен для студентов исторического факультета МГУ. Я невольно задался вопросом: кто утверждает такие программы? Неужели педагоги, методисты, чиновники реально думают, что подросток способен осмыслить философские, политические и экономические категории такого уровня? Или они даже не вчитывались в содержание, подписывая всё «как есть»?

 

Почему мы забыли об основах?

Вместо того чтобы учить детей главным законам мышления, простым принципам, из которых выстраивается целое здание знаний, школьников заваливают «университетскими» вопросами. Но именно умение мыслить — то, что остаётся с человеком на всю жизнь. Когда-то Сократ задавал афинянам простые вопросы, находил противоречия и вместе с ними искал истину. Платон и Аристотель унаследовали этот метод и превратили его в систему. В Академии Аристотеля ученики учились не датам и формулировкам, а искусству рассуждать, задавать вопросы и докапываться до сути.

Именно такие основы мышления, которые заложили древние греки, сделали возможной нашу науку и культуру. В этом же духе воспитывали учеников в Царскосельском лицее, где учился Александр Пушкин: там старались не только нагружать фактами, но и развивать способность критически мыслить, рассуждать, чувствовать эпоху, превращать знания в образы. Разве не этому и должна учить современная школа? В советские времена в библиотеках стояли очереди: дети по-настоящему охотились за знанием, часами просиживая в читальных залах ради крошки информации. Сегодня всё — в один клик; казалось бы, качество образования должно вырасти, но вышло всё наоборот: само знание обесценилось — вместе с ним и упал уровень образования.

 

Теория без практики — мёртвый груз

Сегодня детей учат так, будто знание — это просто набор фактов. Но информация без логических связей, не пропущенная через мышление, не становится знанием — она осыпается, как сухая земля. Ученик, выучив десяток вопросов, скажем, про Солнечную систему, забудет их через месяц. А тот, кто пересказал материал своими словами, сопоставил факты и прочувствовал их, запомнит всё надолго: для него это уже не сухие данные, а образы, эмоции и живые логические связи. Можно просто выучить диаметр Меркурия — 4 879 км, а можно сравнить его с Луной (3 474 км) и увидеть, что они сопоставимы по размеру; затем сопоставить с диаметром Земли — 12 742 км — и удивиться, что Земля больше Меркурия более чем в 2,6 раза. Да, на такие логические «сшивки» уходит больше времени, но именно так работает память: чем больше в ней логических, эмоциональных и образных связей, тем крепче держится информация.

 

Печальные привычки

Я часто встречаю взрослых, сломавших жизнь во многом потому, что в школе их не научили элементарным вещам и не помогли выработать важные привычки: одни не знают основ физиологии и питания — чем опасен фастфуд, почему нужно читать состав продуктов и что перегретые растительные масла и полуфабрикаты дают транс-жиры; у других не сформированы навыки отношений — действуя из голого эгоизма, они искренне удивляются, почему распалась семья. Школа заставляла зубрить даты и разбираться в абстракциях вместо жизненных основ. Наши привычки прорастают во всё — в то, как мы едим, общаемся, водим машину. Например, главное правило вождения — «дай место для манёвра другому». Это умение видеть не только себя, а просчитывать, к чему приведут твои манёры на дороге. Без этой установки опасно и на трассе, и в жизни; анекдоты про «блондинок» — пусть и культурный штамп — родились не на пустом месте и отражают представление о легкомысленности и эгоцентризме, когда человек думает лишь о себе, а бардак в сумочке закономерно превращается в бардак в квартире и в жизни. Мы окрашиваем мир своими привычками, заложенными в детстве, а смысл образования — сделать эти привычки разумными и приносящими благо.

 

Личный случай

Помню, на детской площадке я встретил девочку лет девяти. Она рассуждала настолько зрело, что я порадовался — вот настоящий талант. Но тут подошёл мальчик и с усмешкой сказал: «Она второгодница». Девочка смутилась, покраснела и призналась: «Не сдала диктант». Подумать только: оставить ребёнка на второй год из-за орфографии, когда у неё явный дар мыслить и рассуждать! Мир давно перестал ценить каллиграфию и безупречное письмо, смартфоны автоматически исправляют ошибки. Но школа упорно делает из «диктанта» мерило способностей — и таким образом душит талант. Удручает карательный уклон наших школ: достижения и таланты принимаются как должное, их не замечают, но стоит ребёнку оступиться — и на него обрушивается шквал критики и наказаний. Возможно, у девочки была просто дислексия — ведь и у Ганса Христиана Андерсена были серьёзные трудности с письмом: он делал по нескольку ошибок в каждом слове и редакторы просто брались за голову. Но разве это помешало ему стать автором, на сказках которого воспитывается весь мир? Я всё это рассказал девочке — она улыбнулась, настроение сразу поднялось. Я продолжил: сказал, что написал не одну книгу и общался со многими детьми, но такого умения рассуждать и описывать я ещё не встречал. Добавил, что, без сомнения, она может стать великой писательницей, мыслителем или поэтом и что на временные неудачи не стоит обращать внимания. Её глаза засияли ещё ярче, и она, счастливая, убежала.

 

Виноваты ли учителя?

Нет. Учителя тоже заложники системы. Их загоняют в отчёты и бумажки, лишают возможности учить по-настоящему. В классе тридцать детей, на каждого — минимум времени. Система для удобства пользования всё стандартизирует, упрощает, ставит галочки, превращает обучение в конвейер, а потом заявляет: «Мы дали им знания, они не усвоили! Виноваты они, а не мы!».

 

Кто возьмёт ответственность?

Сегодня ответственность ложится на родителей. Если раньше школе можно было доверять безоговорочно, то теперь — увы, нет. В частных школах ещё пытаются держать баланс: адаптируют программу, расставляют нужные акценты, закрывают глаза на второстепенное; но в государственных без участия семьи ребёнок легко теряет вкус к постижению знаний. От перегрузки информацией сознание «схлопывается»: остаётся лишь одна мысль — как всё сдать и забыть, как страшный сон. Задача родителей — учиться вместе с детьми и сделать это нормой семейного досуга: читать, обсуждать, спорить, задавать вопросы, открывать мир. Только так ребёнок поймёт, что познание — радость, а не наказание; только так вырабатывается привычка критически мыслить, видеть связи и законы.

 

Вместо вывода

Образование должно воспитывать любовь к познанию, а не отбивать её. Оно должно строить фундамент — умение мыслить, сопоставлять, задавать вопросы. Великие философы и писатели — Сократ, Платон, Аристотель, Пушкин — учили нас видеть суть, превращая факты в живое знание, в опыт, в искусство. Всё остальное — пустые даты и цифры, которые выветрятся очень быстро. И если государство этого не понимает, то ответственность на нас: нужно проконтролировать, чтобы наши дети учились жить и мыслить — а не только «решать тесты и сдавать зачёты».

 

reclama2

Таблица с закругленными углами