Close the dialog

Задать вопрос

 

 

обучение детей английскому

В этой статье описываются основные проблемы, из-за которых дети не говорят на английском языке, изучая этот язык почти каждый день. Также здесь даются практические советы и рекомендации, как решить эти проблемы и интенсифицировать процесс обучения, а также варианты ответов на частые вопросы родителей преподавателям.

 

В чём кроется проблема не говорения на английском языке?

 

pochemu vash rebenok ne govorit na anglijskom confused boy

Часто обращаются с вопросом, почему при довольно высокой интенсивности занятий английским языком, мой ребенок все ещё не говорит на нём. Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в том, что Вы подразумеваете под фразой «говорить на английском».

 

На этот вопрос родители отвечают, что когда мы едем за границу, дети стесняются общаться с другими детьми, или, если в гости приходит кто-то, знающий язык и начинает разговаривать с ребенком на английском, он не хочет отвечать или вступать в диалог.

 

Чтобы разобраться с этими проблемами, прежде всего, необходимо проанализировать режимы, в которых проводятся занятия.

 

Четыре базовых навыка: 

 

Владение английским языком включает в себя несколько навыков:

 

  • Первый – способность к устной речи;
  • Второй(близок к первому) – способность писать;
  • Третий – способность понимать сказанное на слух;
  • Четвертый – способность читать. 

 

Эти навыки коррелируют между собой, но ожидать, что владение одним навыком, даст автоматическое владение другими, не стоит.

 

Если Вы хорошо читаете, то это не значит, что Вы будете хорошо понимать на слух. Или если Вы хорошо говорите, то это не значит, что Вы будете хорошо читать. Для чтения может понадобиться больший словарный запас, чем Вы имеете, а для устной речи необходима практика.

 

Теперь о детях. На занятиях они могут изучать слова или петь песенки. Слова или лексика крайне важны для того, чтобы хорошо говорить на английском языке, но, изучая просто слова, ребёнок не будет говорить на языке. Он будет знать много слов, и тренировать свою память в процессе изучения этих слов. Если дети на занятиях поют песенки, то это тоже существенно не поможет развитию разговорных навыков. Это важно, так как развивает чувство ритма, легко запоминаются новые слова, но это всё ещё не разговорная речь.

 

Что же тогда разговорная речь?

 

pochemu vash rebenok ne govorit na anglijskom girl speaks english

Это способность выражать свои мысли, желания и чувства конструкциями языка, в данном случае – английского. Когда ребенок, начинает выражать свои эмоции на изучаемом языке так же, как на своем родном.

 

Как этого достичь? 

 

Необходимо, чтобы в процессе обучения, существенная часть урока, проходила в режиме реального общения. Общения на темы, на которые Вы хотите, чтобы ребенок общался в реальной жизни, во время отдыха, в семье или с друзьями.

 

Прорабатывайте на уроке те ситуации, в которых ребёнок будет общаться в повседневной жизни. Например, если это мальчик, то мальчики обычно любят играть в машинки. Если это девочка – используйте кошечку, мишку или другое животное, которое ей нравится. Сконструируйте эту ситуацию на занятиях. Возьмите машинку и начните её изучать.

 

Сначала Вы произносите название предмета: Car.

Просите повторить ребенка это слово: Car.

 

Затем, Вы говорите уже фразу: This is a car.

Просите повторить ребенка эту фразу: This is a car.

 

Если услышите, что фраза произносится неправильно, то можно произнести её медленно, чтобы мышцы речевого аппарата запомнили правильные движения.

 

Затем ускоряемся: This is a car.

После этого просим ребенка повторить эту фразу ещё раз, уже без ошибок.

 

Далее добавляем цвет: This is a red car.

Не забываем просить ребёнка повторить за Вами предложение: This is a red car.

 

Затем можно усложнить предложение ещё больше: This is a red and fast car.

 

Научившись таким образом описывать различные свойства машины, можно перейти на другие интересные ребенку предметы: Its a tire. It’s a black tire.

 

Изучив различные свойства машины, можно приступить к игре. Под словом «изучить» подразумевается способность ребёнка самому рассказать о машине. Обычно, за каждое предложение ученику даётся карточка в качестве награды. В конце урока подсчитываются все карточки, тем самым, количественно оценивается продуктивность урока. Дети любят такие мини-призы и максимально стараются на уроке, чтобы получить как можно больше наград.

 

Итак, описываем машину сами, затем просим сделать это ученика. Описание каждый раз усложняется, добавляется больше деталей. Лучше всего делать несколько подходов: «О, ты забыл сказать о капоте и лобовом стекле, давай еще раз». Количество предложений считаем, загибая пальцы, за каждое безошибочно сказанное предложение, а результаты записываем в «Таблицу Прогресса».

 

Вот вариант описания:

pochemu vash rebenok ne govorit na anglijskom cars parts english vocabulary 

It’s a car.

It’s a white car.

It’s a white, fast car.

It’s got 4 doors.

It has 4 wheels.

It has 4 tires.

It has a hood.

It has two head lights.

It has two tail lights.

These are its front bumper and a rear bumper.

It has a roof.

It has a trunk.
It has a trunk lid.

It has a windshield and a rear window.

It has 4 side windows.

Right side mirror and a left side mirror

It has a rearview mirror.

Rearview mirror is between the driver and passenger sides of the car.

Научившись описывать машинку, можно приступить к игре. Вы берёте другую машинку и начинаете:

 

Oh, let’s play.

How is your car called?

I am Mercedes.

And I am Volkswagen.

You open (up) the door, step/get inside and sit down.

The steering wheel is on the driver’s side of the car.

Passenger’s side has no steering wheel.

Let’s go there.

Can you drive like that?

Let’s build a garage for your car.

No, I can’t.

Yes, I can.

 

После такого занятия, Ваш ребёнок будет чувствовать себя комфортно, играя со сверстниками в песочнице или на берегу моря.

 

Помимо игры в машинки, есть ещё пара десятков ситуаций, которые надо хорошо проработать, чтобы, столкнувшись с ними в реальной жизни, ребёнку не пришлось долго думать.

 

В зависимости от приоритетов, целей и задач, изучайте нужные ситуации, и Ваш ребёнок сможет общаться на английском, как на русском.

 

 

А что делать с песенками и словами? Исключить их из обучения?

 

pochemu vash rebenok ne govorit na anglijskom Longman Childrens Picture Dictionary

Нет, исключать их не надо, они – хорошее подспорье основному методу. Просто им надо отводить должное место. Не надо их делать основным фокусом Вашего обучения. Тот режим, который даёт максимальную эффективность – очень энергозатратный, ребёнок может устать уже через 15-20 минут занятия, если это не заметить и продолжать, может возникнуть «отторжение». Учитель, как и доктор, должен придерживаться принципа «не навреди», а навредить в нашей ситуации можно, когда ребёнок сильно устает, и с занятиями английским языком начинают вызывать негативные эмоции.

 

Как избежать негативных эмоций?

 

pochemu vash rebenok ne govorit na anglijskom unhappy girl

Меняйте деятельность. Постарайтесь максимально настроиться на волну ребёнка. Если Вы чувствуете, что ему надоело сидеть, то встаньте из-за стола и начните делать какие-то упражнения, сопровождая их Вашими комментариями:

 

Ok, let’s get started our workout.

I say, you do.

Rub your belly.

Massage your shoulders.

Rotate your knees.

Now, you say it, I do it.

 

После этого можно вернуться к вопросам и описаням, которые затем поменять на песенки и стишки.

Не проходите мимо, прорабатывая одну ситуацию за другой. Убедитесь, что ученик полностью усвоил выученное, и только тогда идите дальше.

 

Что, каждый урок проходить одну и ту же ситуацию?

 

Нет, можно начинать новые темы, но пока ребёнок не выучил хорошо старые, необходимо их повторять каждый урок. Даже, когда ребёнок идеально овладел ситуацией, время от времени надо к ней возвращаться, чтобы убедиться, что она не забыта. Максимально включайте конструкции первых ситуаций в последующие, тем самым увеличивая опыт их использования. 

 

Убедитесь, что урок заканчивается на хорошей и весёлой ноте. Ребенок радуется и готов заниматься ещё, но вы говорите: «На сегодня достаточно, ты хорошо позанимался, продолжим в следующий раз».

 

Как контролировать поведение детей на уроке?

 

pochemu vash rebenok ne govorit na anglijskom upside down

У детей очень много энергии, поэтому им всегда хочется бегать, прыгать, кувыркаться, выплескивая эту энергию наружу. Это естественно для их возраста и было бы странно, будь всё совсем иначе. Поэтому к их поведению надо относиться не как к мешающему процессу обучения, а сопутствующему. Фокус должен находиться на самом процессе.

 

Если ученик вовлечён в этот процесс, отвечает на вопросы, пересказывает, описывает, другими словами, делает то, что от него требует преподаватель, то неважно каково его положение тела. Он может ходить или сидеть на полу или висеть вверх ногами, пока он старается, на поведение не стоит обращать внимание. Как только поведение начинает замедлять вовлеченность ребенка в процесс обучения, необходимо сделать замечание: «Пожалуйста, перестань себя так вести. Как только ты начал прыгать на диване, твои ответы стали неправильными, или сосредоточься или перестань прыгать».

 

Возможно преподаватели, которые учились в советское время, не согласятся с таким подходом, так как они привыкли к концепции «правильного поведения», когда ученики сидят за партой со сложенными одна на другую руками и внемлют преподавателю. Но времена меняются и формы процесса обучения вместе с ними.

 

Проводить занятие с ребёнком следует только на английском?

 

pochemu vash rebenok ne govorit na anglijskom russian v english

Прежде чем дать ответ, давайте разберёмся в принципе обучения английскому языку на нём же. Этот метод схож с изучением первого, родного языка, когда ребёнок, не владея никакими словами, из ситуаций начинает понимать слова, а затем и речь взрослых.

 

После этого он начинает использовать эти слова и предложения для выражения своих мыслей и чувств. Этот принцип лежит в основе изучения английского на английском (ESL). Суть его состоит в том, что в процессе непринуждённой игры и общения, на первом этапе знаками, дети учатся понимать сказанное, а потом сами начинают выражать свои мысли, используя слова и предложения учителя.

 

В процессе обучения, ученик вынужден догадываться, что от него хотят из ситуации, развивая своё понимание. Это хороший и проверенный метод, но его эффективность может серьёзно страдать из-за недостаточной частоты занятий. Память быстро избавляется от «ненужной» информации, и если выученное вовремя не закрепить, то оно быстро забудется. Поэтому при нечастых занятиях, скажем, два раза в неделю по 45 мин, некоторые учителя используют русский язык, чтобы лучше объяснить правила игры или разъяснить то, что они хотят от ученика.

 

Например, обычно на уроке ребёнок прекрасно понимает, что от него хотят, но в каком-то моменте произошло затруднение, которое сложно объяснить на английском простыми словами или на это понадобится много времени. Тогда учитель объясняет всё на русском, после чего продолжает занятие на английском.

 

Какие минусы использования русского языка? 

 

Ученик особо не утруждает себя в понимании смысла сказанного. Он ждёт подсказку-перевод от учителя. Попав в языковую среду, ему будет сложнее адаптироваться и научиться понимать сказанное из контекста.

Какие плюсы использования русского языка? 

 

Уменьшает стресс на первых этапах обучения. Ученик чётко понимает, что от него хотят, и сосредотачивается на самих упражнениях. Быстрее запоминает слова, так как соотносит их не только с их образами, но и с русскими эквивалентами.

 

Так какое обучение всё же лучше выбрать? 

 

Лучше выбрать то, что наиболее подходит в Вашей ситуации. Чем чаще проходят занятия – тем меньше можно использовать родной язык. Частота и продолжительность лучше создают языковую среду. Если преподаватель даже и использует русский язык, то с каждым уроком, его использование должно уменьшаться. Русский язык поможет быстрее наработать «базу», «ядро» – определённое количество слов и конструкций, необходимых для выражения мыслей. Затем постепенно можно перейти исключительно на английский.

 

Здесь надо помнить, что цель изучение языка – это развитие навыков общения на любые темы, способность выражать мысли и желания конструкциями другого языка. Процесс обучения должен вести к этой цели максимально быстро, эффективно и, по возможности, с минимальным стрессом.

 

Как мотивировать ребёнка во время занятия?

 

От того, насколько ребёнок мотивирован, зависит эффективность занятия. Если ребёнок занимается с желанием и интересом, то результат занятия будет отличаться от того, когда он делал это по принуждению. Часто дети не понимают важность изучения языков и относятся к обучению как к неприятной повинности. Чтобы изменить отношение, необходимо использовать мотивацию. Ею могут быть различные призы, поощрения или возможность ребёнка участвовать в процессе обучения, например, выбирать последовательность заданий на уроке.

 

За каждый правильный ответ ученик получает один бал. Он может быть записан на лист бумаги или иметь форму приза, например, карточку или камешек. Все правильные ответы должны фиксироваться в количественной форме и предоставляться родителям как отчёт. Можно также завести таблицу прогресса.

 

Игровой метод подразумевает, что Вы не просто играете с ребёнком в игру, но и воодушевляете его повторять за Вами и использовать в ситуации нужные фразы. Повторение фраз не означает, что ребёнок сможет их мгновенно запомнить, но если повторение происходит регулярно, то фразы гораздо быстрее оседают в его памяти. Следующий этап – научить ребёнка пользоваться этими фразами.

 

Дети также любят быть учителями. Как награда за старание или особые достижения, можно позволить ребёнку поиграть в игру «учитель-ученик», где учитель и ребёнок поменяются ролями. Задача ребенка может быть такая – задавать Вам вопросы, а Ваша – отвечать на них. Это хороший способ переключить внимание на другой вид деятельности.

 

pochemu vash rebenok ne govorit na anglijskom mlk iТакже можно поиграть в другую игру, например, когда Вы встаёте и говорите: «Could you rub your belly?» и ребёнок должен почесать свой живот. Затем он просит Вас что-то сделать, например: «Could you touch your nose?». Регулярно играя в одни и те же игры, Вы пополняете запас предложений-просьб. За вопросы ученик получает баллы, которые суммируется в конце урока и предоставляется родителям как отчёт.

 

Обычно с детьми легко договориться. Всегда будут части урока, которые ученик любит больше или меньше. Ребёнок не в состоянии оценить важность всех аспектов занятия и, как и с горьким лекарством, которое бывает зачастую более полезное, пьётся с меньшим удовольствием по сравнению со сладким, но менее действенным, будет всегда предпочитать менее эффективные его аспекты. Поэтому учителю надо владеть набором «инструментов», который позволит воодушевить ученика заниматься всеми необходимыми аспектами английского языка. Можно легко понять, что ученику нравится больше, а что нравится меньше и совершать условный «обмен».

 

Например, ребёнку нравится смотреть клипы или мультфильмы про животных. Если на уроке смотреть просто мультфильм, то эффективность занятия будет минимальной. Но если Вы будете регулярно ставить мультфильм на паузу и просить ученика описать, минимум десять предложений, какой-то элемент мультфильма, например животное, то эффект от такого занятия будет максимальным. Ведомый желанием смотреть что-то интересное, ребёнок будет изо всех сил стараться выполнять поставленные задачи и запоминать Ваши исправления.

 

ВЫВОД: 

 

Если ребёнок прогрессирует в изучении языка не так быстро, как хотелось бы, или у него отсутствует желание изучать язык, то необходимо подумать о мотивации и системе вознаграждения. Попробовав все возможные мотивационные схемы, Вы найдёте то, что лучше всего работает именно для Вашего ребёнка и будете это использовать.

 

 

АВТОР

Igor

igor shavkunov s 

 

Поиск репетитора

Анонс статей