В этой статье мы проанализируем основные инструменты, которые используются для обучения детей английскому языку. Рассмотрим преимущества каждого и разберем возможные «подводные камни». Вы получите профессиональные рекомендации как избежать ошибок и создать самые благоприятные условия для успешного обучения ребенка английскому языку.
2. Детский садик на английском
8. Что делать, если ничего не получается?
Самым эффективным способом обучения английскому языку ребенка будет, пожалуй, личный пример его родителей. Члены семьи общаются с ребёнком и между собой на английском, и ребёнок начинает постепенно говорить на нем, как на родном. Обычно дети в таких семьях начинают говорить чуть позже, но зато сразу на двух языках. Их вполне можно считать билингвами (двуязычными), даже если английский язык для родителей не является родным.
Из-за смешанной языковой среды, какое-то время у ребенка уйдет на то, чтобы разобраться, что к чему. Например, почему, обратившись к бабушке со словами: «Hey, granny, how are you doing?», вместо ответа он получает недоумевающий взгляд. Или, почему соседский мальчик после фразы: «Give me your машинка please» впадает в легкое замешательство. Все эти проблемы со временем уйдут. Языки будут упорядочены в голове и придёт понимание с кем, когда и на каком языке общаться, чтобы не попадать в неловкие ситуации.
К сожалению, этот метод подходит не всем. Далеко не каждый родитель владеет английским языком на уровне, позволяющем без дискомфорта общаться на нем с ребёнком. Еще один ограничивающий фактор – отсутствие свободного времени на постоянное общение на английском, которое, безусловно, требует определенной самодисциплины.
Еще один из самых популярных способов научить ребёнка языку – отдать его в англоязычный детский садик. Там опытные преподаватели (обычно носители языка) будут постоянно общаться с ребенком на иностранном языке. Процесс ускорит ещё и социальная среда. Кто-то из детей первым запоминает и начинает использовать фразу, скажем, «Let's play!» или «Do you want me to help you?» и все остальные быстро адаптируют её для своих нужд. Дети играют друг с другом под присмотром преподавателей, владеющих проверенной методикой, и в процессе осваивают иностранный язык.
Этот метод хорош, но если группа превышает определенное кол-во человек или лидер в группе очень любит поболтать на русском, то эффект уменьшится. В конце концов, результат прямо пропорционален времени говорения на новом языке, а не профилю садика.
И, к большому сожалению, позволить себе англоязычный детский сад с педагогами-носителями, по карману не каждому родителю. Это довольно дорого.
Следующий вариант обучения ребёнка языку, который мы рассмотрим, -курсы английского языка. При поступлении, специалисты определят языковой уровень ребёнкаи направят его в соответствующую группу. Затем, год за годом, в зависимости от временных и финансовых возможностей родителей, а также способностей ребёнка, он будет постигать иностранный язык, проходя один уровень за другим. При благоприятном стечении обстоятельств, правильном подборе методики, преподавателей и группы, через несколько лет ваш ребёнок будет говорить на весьма и весьма хорошем английском.
Эффективность этого подхода зависит от ряда факторов: правильного определения уровня владения языком, частоты занятий, прилежания при выполнении домашних заданий, способности преподавателя найти подход к каждому ребенку и желания самого ребенка заниматься изучением языка.
Многие родители берут с собой детей в заграничные поездки. Для того, чтобы, совмещая приятное с полезным, в релаксационной атмосфере отдыха и развлечений, дать им возможность общаться на иностранном языке.
Во многих странах, где английский является иностранным, люди прекрасно им владеют. Например, в Германии и Австрии, несмотря на то, что государственный язык - немецкий, дети смотрят фильмы на английском, ему обучают с детского сада, а родители с детьми часто путешествуют в англоязычные страны. Всё это даёт детям прекрасную возможность быстро овладеть иностранным языком.
Поездки в такие страны с возможностью общаться с представителями других культур, безусловно «разговорят» ваших детей. Например, в Таиланде русские, немецкие и французские дети прекрасно общаются на английском, играя вместе и делясь эмоциями.
Конечно, для такого общения должна быть какая-то основа. Ребенок уже должен знать базовый набор слов и уметь составлять элементарные предложения. В противном случае это затруднит общение или может даже испортить впечатление от поездки.
У состоятельных и очень занятых родителей есть прекрасная возможность обучить ребенка английскому языку, пригласив англоговорящего гувернёра/гувернантку. Такой специалист полностью берёт на себя заботы по воспитанию и образованию ребенка. Общается с ним только на английском, обучает и контролирует выполнение необходимых домашних заданий.
Этот метод идеально подходит для детей, которые находятся на домашнем обучении. Они учатся дистанционно или самостоятельно дома, посещая школу лишь для сдачи экзаменов. Требуется некоторое время для того, чтобы привыкнуть к такому варианту обучения и ученику зачастую необходима помощь. Поэтому, гувернёр или гувернантка должны иметь соответствующее педагогическое образование и опыт работы с детьми.
К сожалению, хорошего специалиста найти довольно трудно, особенно для русскоязычных родителей. Часто возникают вопросы по дисциплине, которая, по мнению англоязычных учителей должна контролироваться родителями, а по мнению родителей – учителями. Также могут возникнуть проблемы психологической совместимости и самодисциплины преподавателя. Здесь недостаточно профессионального мастерства, необходимо еще и преданно любить свою профессию.
Почти все приведенные варианты могут требовать немалых финансовых вложений и ответственных родительских решений. Но, не забывайте о том, что есть относительно недорогой и эффективный вариант – репетитор по английскому языку, который будет приходить к ребенку (или ребёнок к нему), помогать методологически, объяснять английскую грамматику или выполнять другие языковые задачи, которые вы перед ним поставите. Это может быть носитель английского языка или русскоязычный преподаватель, с сильными и слабыми сторонами которых выможете ознакомиться здесь.
Работая с репетитором, важно определиться с целями и задачами, для достижения которых вы его приглашаете. Изучение английского языка имеет множество аспектов – это устная речь и письмо, грамматика и аудирование и т.д. Надо понимать, что, занимаясь английским 2 раза в неделю по 2 академических часа, ваш ребёнок не освоит все навыки быстро и в полном объеме. Чтобы в школе была «пятёрка» по английскому, и ребенок научился свободно и грамотно разговаривать на любые темы, потребуется намного больше времени.
Поставьте перед преподавателем чёткие задачи, например: «Сосредоточьтесь, пожалуйста, на разговорной речи» или «Позанимайтесь, пожалуйста, тестами – у Пети сложности с грамматикой». Добившись положительного результата в одном направлении, можно перейти к другому. Подход «делаем всё и сразу», к сожалению, не принесёт нужного результата. Развитие навыка требует определенной интенсивности и если его разбавить, скажем, еще школьными домашними заданиями, то на само «говорение» времени почти не останется.
Что же делать родителям, которые в силу разных причин ограничены в средствах и сами не владеют английским?
Ответ таков: следует самостоятельно разобраться в методах, подходах и грамотно направлять своего ребёнка, другими словами, быть осведомлённым в процессах эффективного обучения. Необходимо, в какой-то степени, самому стать педагогом. Понимая основные принципы обучения, родитель сам может создать условия для своего ребенка, в которых он будет успешно осваивать тот или иной предмет.
ВАЖНО №1 |
Не имеет значения на сколько вы заняты. Вы всегда можете воодушевить вашего ребёнка смотреть какие-то ресурсы на английском языке. Это могут быть мультфильмы, фильмы, видеоролики или полезные образовательные каналы, например, «Discovery».
ВАЖНО №2 |
Можно разделить владение языком на 3 условные составные части:
1. Устная речь и письмо. Эта способность развивается посредством изучения правил, а также практикой их использования. Здесь потребуется помощь учителя, который будет вас, при необходимости, поправлять.
2. Понимание на слух. Эта способность эффективно развивается через просмотр фильмов на английском и прослушивание аудиокниг. Однако, этот ресурс эффективен только при условии последующей проработки материала, выписывания слов, фраз, интересных выражений и их заучивания наизусть. Сам по себе просмотр (прослушивание) не даст ощутимого результата.
3. Чтение. Эту способность развивают посредством чтения книг или других информационных ресурсов. В настоящее время существует множество адаптированных книг с переводом, которые помогут вам в этом.
«Базисом» владения языком является лексика, т.е. словарный запас. На это утверждение я часто получаю возражение в духе: «знания слов недостаточно, ведь необходимо знать ещё и правила, чтобы говорить грамотно. Без «надстройки» - правил, общаться на языке не получится». Возражение веское, однако, чтобы выучить основные правила понадобится относительно немного времени. А вот чтобы пополнить словарный запас до свободного чтения книжек и понимания фильмов, уйдёт не один год.
Словарный запас пополняется в течение всей жизни. Чтобы облегчить и ускорить этот процесс (особенно в начале обучения), можно воспользоваться увлекательным способом - Изучение слов на карточках. На реальных, твёрдых, бумажных карточках с отпечатанными на них картинками и транскрипцией. Они позволяют рассортировать слова на «знаю-не знаю» и сосредоточиться на тех словах, которые запоминаются плохо. Это проверенный временем, очень эффективный способ изучения языка, приносящий весомые результаты.
ВАЖНО №3 |
Обязательно давайте количественную оценку процессу обучения. Заведите «таблицу успеха», по окончании месяца проанализируйте её и оцените прогресс вашего ребёнка в изучении английского языка. Если вы увидите, что ребенком прочитано 30 страниц текста, выучено 120 слов, просмотрено 4 фильма, выучено наизусть 10 текстов, проведено 5 часов разговора в Скайпе с англоговорящими приятелями, то будьте уверены – ваш ребёнок на правильном пути. Достигнув определённого уровня, количество перейдёт в качество и он свободно заговорит на английском языке.
День |
Кол-во слов |
Кол-во песен |
Кол-во фильмов |
Кол-во активных фраз |
15/07/2018 |
5/5 |
1/1 |
1/1 |
3/7 |
17/07/2018 |
7/12 |
1/2 |
1/2 |
6/9 |
21/07/2018 |
3/15 |
5/14 |
||
… |
… |
… |
… |
... |
15/08/2018 |
75 |
5 |
5 |
45 |
«Мы и с репетитором занимаемся, причём с носителем. И регулярно путешествуем. Садик у нас также англоязычный. А вот результата никакого нет, ребёнок, как не говорил по-английски, так и не говорит! Что делать?»
Прежде всего, надо разобраться в каком режиме происходит обучение. Очень часто выходит так, что занятия с репетитором происходят в одном формате, а оценка знаний ребенка совершается в другом. Например, в школе или садике тестируют ребенка на знание грамматики, а на индивидуальных занятиях ребёнок поёт песенки и заучивает слова. Или ребенку предлагают пообщаться на заданную тему, а его обучение затрагивает только чтение и аудирование. Чтобы увидеть ощутимый результат необходимо чтобы ребёнок обучался именно тому, что от него требуют.
Так что же делать, чтобы ребенок заговорил на английском языке?
Необходимо, чтобы ребенок не просто постоянно слышал английскую речь, но и говорил сам. Воодушевляйте его чаще говорить на английском! Нарочно создавайте ситуации, когда его речь приводит к каким-то действиям. Например, сказав фразу на английском, ребенок что-то получает или начинается новая игра. Надо определить, что является интересным для ребенка и работать с ним на этом поле.
А почему нельзя просто разговаривать с ним на английскомвперемешку с русским?
Можно и так, но помните, что для получения результата необходимо чтобы время общения на английском превышало время общения на русском. Зачастую, ребёнок 95% всего общения говорит на русском и только 5% говорит на английском. Странно при таком подходе требовать от него владения английским почти как русским.
Можно ли ускорить процесс обучения?
Интенсифицировать процесс можно посредством создания языковой среды, где ребёнок не только слушает материал, поёт песни и заучивает слова, но ещё и повторяет речь преподавателя (родителей). Больше говорения на английском! Позвольте мышцам речевого аппарата ребенка адаптироваться к произношению английских звуков, фраз и предложений.
Можно постоянно использовать такой несложный метод: разыгрывается ситуация, где ребёнок должен сказать что-то на английском чтобы получить желаемое. Например, учитель говорит: «Give me the ball please.» и берёт мячик из рук ученика. Затем просит обучаемого повторить фразу. Мячик возвращается в руки ребенка только после внятно произнесенной им фразы: "Give me the ball please".
Ценность этого метода в том, что простые действия закрепляют в мышлении ребенка связь между произнесением фразы и последующим действием. Проработанные таким образом фразы отлично запоминаются и активно используются ребенком.
Естественно, применять этот игровой подход можно, если ребенок уже знает ключевые слова (ball– мяч, give–дай). Вообще, на мой взгляд, критика в адрес метода простого заучивания английских слов не состоятельна и, скорее всего, является частью рекламных стратегий различных школ и курсов английского языка. Заучивать слова и постоянно расширять словарный запас обязательно нужно, например, с помощью карточек, о которых я уже говорил. Это основа основ.
В заключение отмечу очень важный момент: во время занятий с ребенком английским языком, держите руку на пульсе и постоянно убеждайтесь в том, что ваш ученик находится в активном режиме большую часть урока или вашего общения. То есть, он не только слушает, но и повторяет слова и фразы, а также имеет возможность сразу же их использовать для достижения своих целей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
ПОЧЕМУ ВАШ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ НА АНГЛИЙСКОМ?
Igor Shavkunov
Автор проекта Your-Teachers.ru Профессиональный преподаватель английского языка - классического и разговорного. Автор множества статей об эффективных методиках, помогающих быстро выучить английский язык.