В этой статье мы расскажем об основных методах запоминания слов, их сильные и слабые стороны. Продемонстрируем как это все работает на практике. Взяв эти методы на вооружение и найдя те техники, которые работают именно для вас, вы с легкостью сможете заучивать по 100 слов в день.
СОДЕРЖАНИЕ:
«Мы не учим английские слова, мы учим английский» - это девиз некоторых курсов английского языка. Звучит красиво, но свободно говорить на иностранном языке без хорошего словарного запаса невозможно.
С базовым набором правил грамматики можно справиться за пару месяцев, если заниматься интенсивно. Слова же учат всю жизнь. Не все носители английского имеют богатый словарный запас, это зависит от общего уровня развития и образованности. Точно так же далеко не все русские свободно разговаривают на любые темы на родном языке. Поэтому, если вы хотите говорить на хорошем английском, слова придется учить. Тем более, что люди часто бросают изучать английский язык из-за трудностей с запоминанием новых слов.
Сегодня я продемонстрирую несколько рабочих методов запоминания английских слов. Все мы по-разному усваиваем новую информацию. Кому-то, чтобы запомнить слово достаточно его услышать 3 раза. Другому слов нужно обязательно записать. Третьему достаточно визуализировать новое слово в какой-то фразе. Нужно все попробовать на практике и выбрать методы, которые на вас лучше всего работают.
Список слов - это самый распространенный и, к сожалению, не очень эффективный способ заучивания английских слов. Волей-неволей мы запоминаем порядок расположения слов и последовательность их перевода. Потом, встретив конкретное слово в тексте, можем его не узнать без знакомого окружения, к которому вы привыкли в списке.
Небольшая ремарка. Существует условно активный и пассивный словарный запас. Если, представив некий образ, вы сразу вспоминаете нужное английское слово – оно в вашем активном запасе. Например, представляя себе дверь, вы сразу вспоминаете слово «door».
Если же, вы можете перевести какое-то английское слово в тексте, с английского на русский, но не можете перевести в живой речи с русского на английск, то это пассивный словарный запас. В идеале нужно прорабатывать и активный, и пассивный. Но иногда в зависимости от целей и задач, можно сосредоточиться на каком-то одном.
Карточки – это старый и проверенный способ, доказавший свою эффективность уже поколениями. Он позволяет разделять слова на знаю-не знаю и фокусироваться на тех, которые запоминаются сложно. Существуют электронные варианты карточек, с озвучкой и другими полезными функциями. С ними вы можете ознакомиться вот здесь. Можно учить слова on-line или установить приложение на гаджет. Ссылка традиционно в описании к клипу.
Записывая слова ручкой на бумаге, мы активируем моторную память. Это тоже старый и проверенный способ заучивания новой информации. Мышцы запоминают как двигается ручка и помогают автоматически воспроизводить написанное в обратном порядке – от движения ручки к произношению слова. Записывайте новые слова несколько раз на лист бумаги и моторная память поможет их запомнить. На этом основан метод печати «вслепую». Мозг запоминает движения пальцев по клавиатуре и со временем набор текста происходит автоматически, без размышлений куда нужно нажимать.
Игра в спеллинг – это прекрасное упражнение, которое можно совмещать с моторной памятью или карточками. Суть состоит в том, что вы пишите или смотрите на слово, а потом произносите его по буквам.
Метод картинок и ассоциаций работает сам по себе или используется в паре с карточками. Суть его заключается в том, что вы разбиваете слово на созвучные слова, желательно существительные, по которым можно восстановить новое слово.
Для наглядности можно даже все зарисовать. См. клип с примером.
Прекрасно работает метод синонимов – антонимов. Берем новое слово и связываем его с уже хорошо известным. Например, вам надо выучить слово gain – получать. Можно соединить его с уже выученным синонимом get. Такие пары прочно держатся в памяти.
То же самое с антонимами. К слову gain – получать, ставим в пару слово lose – терять.
Запоминать новые слова по схеме «слово - перевод» не очень продуктивно. Различные мнемонические системы сходятся в одном – чем больше связей, тем лучше информация запоминается. Выстраивайте максимальное количество связок с новым словом, чем больше их будет, тем прочнее слово закрепится в памяти.
Еще эффективнее задействовать все доступные нам органы чувств:
Зрение – читаем написанное слово
Слух – произносим слово вслух или слушаем его воспроизведение
Осязание – представляем слово в материальной форме, трогаем его
Обоняние – представляем, как слово пахнет
Вкус – представляем каково слово на вкус
Проведя новое слово через все органы чувств, мы выстраиваем дополнительные связи. А подобрав к нему синонимы и антонимы и переписав ручкой на бумагу несколько раз, мы прочно закрепляем новое слово в памяти и уже вряд ли его забудем.
Запоминайте слова в связках – составляйте с ними устойчивые фразы и предложения. Например, слово gain лучше запоминать «I gained what I wanted – я получил то, что хотел». Фраза «what I wanted» создает устойчивый образ и вспомнив «what I wanted» вы легче вспомните gain. Слово road – дорога, лучше запоминается во фразе long road. Создается запоминающийся образ. И когда нужно будет вспомнить слово дорога – road, автоматически прогрузится слово long – длинная и выведет из памяти road. Примерно так же происходит, когда вы вспоминаете приятное событие, услышав мелодию, которая его сопровождала.
Сейчас много различных способов использовать карточки. Это могут быть карточки, которые вы покупаете с уже написанной на них информацией. Это могут быть электронные карточки с озвучкой, статистикой и другими преимуществами электронных устройств. Также вы можете изготовить карточки сами. Преимущество таких карточек состоит в том, что вы можете вписать туда синонимы, антонимы, слово в фразе, именно те, которые вам больше нравятся. Это будет сопутствовать лучшему запоминанию.
Теоретически, чем чаще повторять выученные новые слова, тем лучше они закрепятся в памяти. Но важно не переусердствовать, потому что слишком частое повторение может надоесть. Памяти тоже необходим отдых. Есть формула Боба Саливана и Хью Томпсона, которая позволяет максимально эффективно использовать ресурсы памяти. Необходимо повторять выученный материал с интервалом – 5 сек, 25 сек, 2 мин., 10 мин., 1 час, 5 часов, 5 суток, 25 дней, 4 месяца.
Я рекомендую учить 9 слов за один подход и делать перерыв на 1 час. После отдыха повторяем эти 9 слов, откладывая в сторону те, которые запомнились плохо. Во втором подходе учим еще 9 новых слов. Так за 3 подхода в день можно выучить 27 слов.
Кроме очевидной пользы для изучения иностранного языка, расширение словарного запаса помогает развиваться и в других сферах. Учеба «прокачивает» мозг, делает жизнь интереснее и даже полезна для здоровья. Научный факт, что ученые в 10 раз быстрее восстанавливаются после перенесенного инсульта, чем люди, не связанные с постоянной активной умственной деятельностью. Натренированный мозг очень быстро переписывает информацию из пораженного участка мозга в другой, и человек быстро возвращается к нормальной жизни. Каждая единица информации создает в мозге множество нейронов, отвечающих не только за память, но и за другие важные процессы в человеческом организме.
Чтобы понять, какие методы расширения английского словарного запаса вам подходят, а какие нет, надо попробовать их все. Только практика покажет, какая методика будет для вас эффективной. Выстраивайте как можно больше связей с новым словом, задействуйте все органы чувств. Соблюдайте необходимую цикличность, и вы быстро наберете словарный запас, который позволит вам свободно общаться на английском языке.
Igor Shavkunov
Автор проекта Your-Teachers.ru Профессиональный преподаватель английского языка - классического и разговорного. Автор множества статей об эффективных методиках, помогающих быстро выучить английский язык.