Из этой статьи вы узнаете, как можно существенно улучшить английское правописание. Как сделать письмо безошибочным и перестать десятками заучивать слова, все равно забывая, как они пишутся. Вы получите несколько эффективных методик, которые помогут быстро повысить уровень грамотности ученика любого уровня.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

1. В чем трудности письма на английском?

2. Разделяйте звуки и буквы

3. Пишите по звукам

4. А что делать с исключениями?

5. Пишите по буквам

6. По буквам и словам

7. Игра в спеллинг

8. Используйте моторную память память

9. Вывод

 

В чем трудности письма на английском? 

kak nauchit rebenka gramotno pisat na anglijskom yazyke 01

Результаты языковых диктантов, которые регулярно проводятся на уроках английского языка, часто вызывают беспокойство у родителей школьников. Дело в том, что правописание в английском языке сложнее, чем в русском, даже существует шуточное высказывание: «Пишется Манчестер, а читается Ливерпуль». В английском языке существуют не только правила, которые необходимо учить наизусть, понимать и уметь применять, но и множество исключений из правил, которые тоже нужно заучивать. 

 Есть студенты, которые столкнувшись с этими трудностями напрочь теряют веру в то, что когда-нибудь смогут овладеть английским. «Я никогда не научусь грамотно писать на английском, это просто невозможно! Только носители это могут» - заявляют они преподавателям и родителям.

 

Однако, справедливости ради, следует отметить, что и среди носителей английского есть немало людей, допускающих ошибки в правописании. Все ровно так же, как и у русских – многие из нас говорят и пишут с ошибками. И совсем другой вопрос: а хочет ли студент по-настоящему потрудиться ради достижения цели или разочарование - лишь аргумент чтобы делать поменьше?

Для тех, кто решительно настроен выучить английский, ниже приведены несколько методик, которые помогают улучшить правописание.

 

 

Разделяйте звуки и буквы

Начните с разделения звуков и букв. В английском языке 26 букв и 44 звука (20 гласных звуков и 24 согласных звука). Для сравнения, в русском 42 основных звука – 6 гласных и 36 согласных, а число букв – 33

 

Это означает, что некоторые звуки в английском передаются различными сочетаниями букв. Например, слово bird имеет 4 буквы, но 3 звука. Это очень важно, так как непонимание концепции звуков и букв усложняет жизнь юным ученикам и неопытным взрослым. Для тренировки необходимо иметь под рукой английский алфавит. Практика проста: регулярно произносите каждую букву как алфавитную и как звук, который она передает. Например, сначала букву b [bi:], а потом звук [b] и наоборот. 

 

Некоторые буквы передают разные звуки в зависимости от своего положения в слове, например, буква с может передавать звуки [s] и [k], а некоторые звуки могут передаваться различными сочетаниями букв, например, звук [ʃ] передается буквами s и h. На «разделение» букв и звуков обычно уходит около одной-двух недель тренировки.

 

Пишите по звукам 

Разделив буквы и звуки можно потренироваться в написании слов. Не ждите пока ребенок выучит все варианты передачи каждого звука. https://your-teachers.ru/articles/english-pronunciation Большой объём информации может испугать ребенка и вызвать отторжение. Важно сразу начинать практиковаться в написании слов. 

 

Возьмите, к примеру, слово tree [triː] – дерево. Прорабатывая с учеником буквы алфавита, вы возможно еще не успели столкнуться с длинным звуком [i:]. Поэтому, объясните ребенку как передается этот звук, приводя в пример два основных способа его передачи – буквы ee и ea (tree, team). Попросите его записать новое слово, буквы и звуки. Таким образом вы пополните их запас. 

 

Далее, на занятиях почаще спрашивайте ребенка: «Какие есть способы передачи звука [i:]?» Правильный ответ: «ee - как в tree и ea - как в team». Слову tree присваивается первый способ написания звука [i:] - ee.  Другие буквы и звуки этого слова затруднений не вызовут, так как звук [t] передается буквой t, а звук [r] передается буквой r.

 

Другой пример: звук [ɜ:] можно передать 4-мя буквосочетаниями – ir-ur-er-ear. Начните с одного, максимум – двух буквосочетаний – ir-ur– как в словах girl, turn. Для тренировки произнесите вслух звук [ɜ:] и попросите ребенка произнести буквосочетания, которыми он может передаваться, а также сами слова. Верный ответ звучит так: «звук [ɜ:] – ir – как в слове girl– девочка, ur – как в слове turn– поворот». Снова попросите все записать и постепенно добавляйте в занятия другие слова, буквы и звуки. 

 

Еще один пример: слово cat превращается в 3 звука - [k] [æ] [t]. 2-й и 3-й звуки очевидны и определяются соответствующими буквами, а вот первый звук [k] надо запомнить. Зная, что он может передаваться буквами c, k, ck, мы присваиваем звуку в слове cat порядковый номер №1. И запоминаем, что звук [k], в этом слове передается условно первым способом. Такой подход дает хороший результат и снимает страх перед грамматическими диктантами.

 

Эффективность этой методики состоит в том, что, раскладывая слова на звуки, ученик запоминает их варианты. Каждому из них условно присваивается номер очередности (если этот звук передается несколькими буквосочетаниями), что существенно облегчает запоминание. При таком подходе написание каждого слова представляется уже не новым набором букв, который надо запомнить, а набором правил с возможными исключениями, которые запоминать на порядок легче.  

 

А что делать с исключениями?

 

kak nauchit rebenka gramotno pisat na anglijskom yazyke 05

Как мы уже говорили, в английском языке много исключений. Ими могут быть как реальные исключения, так и правила, с которыми ребенок еще не знаком. Например, в слове know [nəʊ] – k, стоящая перед n не читается. Или в слове climb [klaɪm] - не читается b после m. Знает ваш ребенок это правило или нет - удивите его, окрасьте процесс эмоциями: «Ох, эти англичане! k и b потеряли!»

 

Если погрузиться в этимологию слова и покопаться в истории, можно понять, почему так произошло. Например, слово give [ɡɪv] по правилам «открытого слога» должно читаться как [ɡeɪv]. Вот и повод сказать: «Эх, англосаксы! не знаете вы правил!» Эмоции помогают сосредоточиться на правописании слова и лучше его запомнить. Только постарайтесь чтобы фокус был на удивлении от исключений, а не закрепился в памяти ребенка как «ошибка носителей языка». 

 

Пишите по буквам

 

kak nauchit rebenka gramotno pisat na anglijskom yazyke 03Этот способ может вызывать вопросы и нарекания у фонетистов, но это вполне рабочий метод, с небольшими оговорками. Например, вам надо запомнить слово girl. Пользуясь этим методом, запоминаете слово прямо по буквам - г-и-р-л, присвоив английской букве i русский аналог и. Тогда слово give будет звучать как г-и-в-е, а слово take - т-а-к-е

 

Звучит смешно, но многие ученики прекрасно запоминают английские слова таким способом, проводя прямую замену английских букв русскими аналогами. Правда, существует небольшая опасность так и произносить заученное слово в будущем – girl   г-и-р-л. Но риск минимален, если, используя онлайн переводчик, обязательно смотреть транскрипцию и произносить слово вслух правильно. Надо отметить, что этот способ, конечно, не так эффективен, как предыдущий, но тоже имеет право на существование. 

 

По буквам и словам

 

Те, кто совмещают два вышеперечисленных способа запоминать слова (по звукам и буквам) - добиваются максимальной эффективности. Это очень полезно! К примеру, если проработать слово girl по звукам, а потом еще и по буквам, заменяя английские на русские аналоги (г-и-р-л), то правильное написание этого слова прекрасно сохраниться в памяти! 

 

Игра в спеллинг

 

kak nauchit rebenka gramotno pisat na anglijskom yazyke 04Очень хорошо развивает грамотность спеллинг. Корень этого слова – spellчто означает«произносить по буквам». Вы говорите ребенку, к примеру, слово cat, а он разбирает его на буквы и произносит: [си] [эй] [ти]. На первый взгляд, спеллинг – очень сложное занятие, ведь чтобы представить написанное слово в уме, требуется развитое воображение. Однако, дети очень быстро осваивают спеллинг и с большим удовольствием в него играют. Процесс и правда очень похож на игру и при желании может стать прекрасным вариантом совместного времяпровождения с ребенком. 

 Выглядит это так: ученик произносит задуманное слово, а взрослый проговаривает его по буквам. Потом игроки меняются местами и уже ребенку придется заняться спеллингом. Можно играть долго, подсчитывая баллы за правильные ответы и снимая их за совершенные ошибки. В финале игры количество баллов у каждого участника подсчитывается и выявляется победитель. Можно даже учредить небольшой приз, что дополнительно простимулирует ребенка быть активным.

 

Играть в спеллинг можно в машине по дороге в школу. В АмерикеАнглии и других англоязычных странах устраиваются даже межшкольные соревнования по спеллингу, где ученики соревнуются в произношении по буквам очень длинных и сложных по написанию слов. 

kak nauchit rebenka gramotno pisat na anglijskom yazyke 06 spelling vova

 

Такие игры прекрасно успокаивают гиперактивных детей и помогают выводить их из состояния эмоционального возбуждения, вызванного активной работой правого полушария головного мозга. Ведь подкинув ребенку задачку на логику, взрослый стимулирует его левое полушарие активно поработать, тем самым снимая лишнее возбуждение.

 

Еще одним плюсом от игры в спеллинг на английском языке будет повышение письменной грамотности на русском. Привычка представлять слова и проговаривать их по буквам распространяется на все изучаемые языки. Даже не зная правил о правописании приставок, но разобрав на буквы слово пришел как п-р-и-ш-е-л, вероятность написать, к примеру, п-р-е-ш-о-л очень мала.  

 

Используйте моторную память память

kak nauchit rebenka gramotno pisat na anglijskom yazyke 02

В дополнение к перечисленным методам можно еще предложить задействовать моторную память. Она является очень мощным инструментом в заучивании материала, а чем больше каналов участвует в запоминании, тем лучше результаты.

 

Например, ученику нужно подготовиться к словарному диктанту. Прочитав все необходимые слова, проработав их с точки зрения правил и исключений, произнеся каждое по буквам, нужно еще и записать слова по памяти. Сделайте табличку, где слева будет написано слово на русском, а справа - место для его английского значения. Используя весь свой опыт, ребенок должен вписать туда правильное слово. Если окажется что допущена ошибка, пусть исправит ее красной ручкой. Таким же образом проработайте 3-5 слов за один подход. Слова в которых были допущены ошибки перепишите еще раз. Как правило, с третьего раза все ошибки исчезают. 

 

ВЫВОД:

Проблемы с грамотным написанием английских слов быстро решатся, если вы будете пользоваться следующими методами:

 

  1. Разделение букв и звуков и написание по буквам.
  2. Изучение правил и исключений
  3. Добавление эмоционального окраса
  4. Игра в спеллинг
  5. Использование моторной памяти. 

 

Осваивая эти навыки с ребенком регулярно и поступательно, через месяц вы получите существенный прогресс. Фиксируйте достижения в цифрах и заносите в таблицу успеха. Освоение даже одного из вышеперечисленных навыков положительно повлияет на результаты ваших детей. А игра в спеллинг поможет не только учить английский, но и успокоить разыгравшегося ребенка. Занимайтесь усердно и как можно чаще - это очень важно для достижения цели. Гораздо лучше делать несколько подходов в день, чем один в неделю. Помните: для лучшего запоминания нужна хорошая интенсивность

 

другие статьи >>>>> 

 

 


 

 

Igor Shavkunov

Igor Shavkunov

Автор проекта Your-Teachers.ru Профессиональный преподаватель английского языка - классического и разговорного. Автор множества статей об эффективных методиках, помогающих быстро выучить английский язык.

Подробнее.