В этой статье я раскрываю 12 самых эффективных способов выучивания английских слов. Из нее вы узнаете, почему постоянное расширение словарного запаса - обязательное условие для овладения иностранным языком, а также познакомитесь с методами, благодаря которым скучный процесс заучивания может стать приятным, легким и весьма эффективным.
Зачем запоминать английские слова?
2. Записываем слова на карточки
3. Подбираем синонимы и антонимы
6. Запоминаем слова в контексте
7. Учитесь выражать эмоции синонимами
10. Просмотр фильмов на английском языке
Знание английского языка в современной реальности - настоящая необходимость. Школьники и студенты понимают, что хорошее владение английским языком и успешно сданные экзамены обязательно позитивно отразятся на их будущем. Для абитуриентов, владеющих английским, открываются возможности для поступления в иностранные вузы. Среди обязательных требований к соискателям должностей в крупных международных компаниях, значится хороший уровень английского. Путешественники, владеющие языком, свободно общаются с представителями других наций. Английский язык открывает новые горизонты и стирает границы.
Изучение иностранного языка предполагает овладение несколькими навыками. Их общая база - это богатый словарный запас. Изучив несколько времён и поупражнявшись пару недель в их использовании, можно уже довольно понятно изъясняться на английском. Но без постоянного выучивания новых слов, прогресс невозможен. Надо сказать, это довольно нудный процесс. Неплохо бы подойти к нему креативно, чтобы сделать его приятным и легким.
Как же без сильного напряжения и затрат ресурсов быстро пополнить ваш словарный запас?
Это самый простой способ накапливать новые слова. Его обычно предлагают в школах. Условная Марья Ивановна даёт задание выписать все новые слова в тетрадь и выучить их наизусть. Потом она спрашивает их перевод с русского на английский и с английского на русский. Этот метод неплох, но имеет свои минусы. Слова запоминаются в соответствии с их нахождением в списке и бывает сложно сосредоточиться на трудно запоминаемых. Потом, выученные таким образом слова плохо узнаются.
Этот способ намного эффективней предыдущего. Он может быть «простым», когда вы записываете на одну сторону карточки слово на английском, а на вторую сторону его перевод. Или более «сложным», когда на одной стороне фиксируется английское слово и его транскрипция, а на другой стороне записываются: синонимы (если они есть); пример слова в предложении; перевод на русский язык. Второй вариант использования карточек очень эффективен за счет создания визуальных образов, которые облегчают запоминание слов.
Заучивание слов с помощью карточек позволяет структурировать материал на «знаю» и «знаю плохо». Ученик раскладывает изучаемые слова в процессе заучивания на две группы, чтобы потом сосредоточиться на сложных словах.
Здесь дано более подробное описание процесса изучения английских слов по карточкам. Сами карточки вы можете изготовить из картона или плотной бумаги, или приобрести уже готовые в магазине.
Еще один отличный способ - подумать и найти к изучаемому слову синонимы и антонимы. Так слова запоминаются ещё быстрее. Например, вы знаете слово fast – «быстрый». Затем встретились с незнакомым ранее словом swift – это тоже «быстрый». Свяжите его со словом fast, swift = fast. Так оно запомнится гораздо быстрее. А если вы ещё найдете к нему антоним slow – медленный, то связь будет еще более прочной.
Если есть возможность, то создайте в уме какую-то нереальную ассоциацию. Например, запоминая слово fast – быстрый вы вместе с fast-food представляете название slow-food. Такие ассоциации обычно вызывают улыбку. Они необычные - поэтому запоминаются гораздо быстрее. Такая способность менять, конструировать и удивляться очень важна. Вы не просто присваиваете одному значению другое, а смотрите на это с разных сторон, под различными углами. Вы удивляетесь, восхищаетесь и смеётесь над тем, что вы выдумали. Любая информация, проходя такую обработку, будет держаться в памяти гораздо дольше.
Иногда бывает очень сложно запомнить какое-то новое английское слово. Ну не запоминается оно и всё! Найдите к нему ассоциации. Например, часто путают слова blackberry – ежевика, bilberry – черника и strawberry – клубника. Если разбить их на составляющие, например, black – чёрный, berry – ягода. Bil похоже на bill – «счёт» и straw – «соломинка».
Теперь запоминаем. За bilberry вам выставят счет, который почему-то будет черного цвета. Blackberry запоминается как «чёрная ягода» которую любят ёжики, strawberry запомниться как клубника, которую пьют через трубочку или как ягода, проткнутая соломинкой. А если вы ещё и вспомните некогда очень популярный телефонный бренд Blackberry, то запомните чернику ещё лучше.
Итак, возможные ассоциации:
Черника запоминается, как «ягода, которая лежит на счёте черного цвета».
Клубника запоминается, как «соломинка, которая воткнута в ягоды клубники».
Для ассоциаций лучше использовать слова, которые можно легко представить, которые можно увидеть, наделить вкусом, цветом, пощупать и т.д., другими словами существительные. Чем больше вы знаете слов, тем легче вам будет находить ассоциации к новым словам.
Многие удивляются, как 80-тилетние профессора порой запоминают слова или другую информацию лучше, чем тинэйджеры. Секрет кроется в правильной привычке запоминать и огромном словарном запасе. Они не ленятся обрабатывать новые слова таким, на первый взгляд, сложным способом, ассоциируя их с уже выученными. Этот подход даёт свои реальные плоды. Скупой платит дважды, ленивый учит трижды.
Многие пополняют словарный запас английских слов, используя простую конструкцию: «слово» = «перевод». В таком виде новые слова запоминаются плохо, слишком зыбкие связи. Наша память лучше работает с образами, эмоциями, ритмами, поэтому и информацию ей следует подавать с их помощью.
Не забывайте изучить возможные варианты использования конкретного слова. Русскоговорящие часто ошибочно используют в речевых конструкциях слова, имеющие подходящий русский перевод, но совершенно не подходящие по контексту.
Например, интересуясь в кафе: «занят ли стул?», используют слово «занят» – busy.
- “Is this chair busy? – этот стул занят?” – неверная конструкция.
- “Is this chair occupied/taken? –этот стул занят?” – верная.
Слово «busy» - занят, подразумевает отсутствие времени, что невозможно применить к стулу, поскольку он не может быть жутко занят из-за кучи свалившихся на него дел.
Проверяйте контекст каждого слова по примерам, приведённым в словарях. Этот процесс выучивания слов более энергоемкий и долгий, но результат превосходит все ожидания.
Я уже писал, что очень хорошо находить к словам, которые вы хотите запомнить, синонимы и антонимы. Новые слова легко связываются с теми, которые вы уже знаете.
Ещё один аспект такого запоминания - это «коллекционирование» слов для выражения определённых эмоций. Мы живём в мире эмоций и логики. В зависимости от темперамента человека, в нём преобладает та или иная составляющая. Поэтому неплохо иметь в запасе уже готовые конструкции для выражения тех или иных эмоциональных состояний.
Например, возьмём радость. Как нам восхититься тому или иному событию? Найдём несколько слов дающих возможность это сделать.
It’s cool!
It’s wonderful!
It’s beautiful!
It’s amazing!
It’s thrilling!
It’s exiting!
It’s breathtaking!
It’s far out!
Формируя слова в группы по назначению, вам будет их проще использовать, когда ситуации потребует этого. Я регулярно применяю этот подход в занятиях со своими учениками. Игра в синонимы заинтересовывает их и приносит хороший результат.
Пожалуйста, не учите слова по алфавиту. Лучше облечь каждое в историю, а еще лучше - в нелепую историю, тогда эффект будет потрясающим!
Например, вам надо запомнить слово ceiling – потолок. Представьте, что вы вошли в свою комнату, а в ней потолок из силикона. Сложно представить эту картину, согласны? Ведь силикон – это очень эластичный материал. История нелепая, потолки такими не бывают, но, ваша память крепко запомнит этот образ и, следовательно, новое слово!
В каждом сложном деле человеку нужны помощники. Один из самых действенных методов поддержки своего воодушевления - живое общение с носителями английского языка или людьми, который хорошо им владеют. Существует множество приложений, позволяющих найти друзей по интересам из англоязычных стран, собеседников, с которыми можно обсуждать разные темы.
Существуют приложения, используя которые, вы можете помочь тем, кто изучает ваш родной язык, а взамен получить консультацию и разговорную практику от носителя английского. В этом случае язык перестаёт быть целью, а становится средством общения. Я описал это в своей книге «Проходили мимо».
Общение строится на обоюдном интересе двух сторон к общим темам. Этот интерес и эмоциональность общения активирует память до такой степени, что новые слова запоминаются гораздо быстрее и держатся в памяти дольше. Это не просто слова из списка, которые человек обязан выучить, это слова, которые именно ему интересны и он чувствует перспективы их использования.
Просмотр фильмов с оригинальной английской озвучкой является одним из самых действенных способов изучения языка. Зритель погружается в ситуацию и изо всех сил пытается понять, о чём идёт речь. В состоянии «особой заинтересованности» мы запоминаем слова гораздо лучше.
Включайте на устройстве субтитры на английском и делайте скриншоты (снимки экрана) с теми словами, которые вы хотите заучить. Узнав перевод нужного слова, постарайтесь его запомнить, но нигде не записывайте. Это заставит вашу память быть активной.
Энергоемким, но очень эффективным методом будет предварительный просмотр субтитров, с попутным переводом незнакомых вам слов. Читая скрипт (текст из фильма) вы по сути запоминаете слова в контексте. Это не рандомные слова из словаря, это слова, облечённые в смысловую оболочку, которая служит хорошим подспорьем для вашей памяти.
В этой старой пословице кроется залог успеха в изучении любого материала. Дело в том, что человеческий мозг ленив и память быстро избавляется от ненужной ему информации. И чем реже информация используется, тем менее ценной для мышления она является.
Оклеив все стены стикерами с английскими словами, мы не заставим нашу память их запомнить. Мозг найдёт способ пропускать информацию мимо, просто вырезая её из поля зрения.
Для активации памяти, необходимо выработать привычку повторять пройденный материал на каждом следующем занятии. Переходить к изучению нового материала только после 100% овладения предыдущим. Поговорка «чтобы от зубов отскакивало» поможет понять смысл вышесказанного.
К сожалению, этот принцип не учитывается во многих обучающих программах. Делаются такие большие промежутки между повторениями, что, когда время доходит до сдачи теста, ученик смотрит на уже когда-то изученный материал как на абсолютно новый. Поэтому, не забывайте повторять материал и доводить выученное до совершенства.
А как часто надо повторять выученные слова, чтобы их не забыть?
Есть множество советов и таблиц, показывающих циклы работы памяти и эффективную частоту повторения. Надо отметить, что они разработаны для среднестатистического ученика или взрослого, тогда как продуктивность запоминания находится в прямой зависимости от индивидуальных способностей обучаемого, которые, в свою очередь, при регулярной тренировке быстро развиваются.
Начните заучивать слова по проверенной методике запоминания «3 по 3» с промежутком между подходами в 2 часа, а потом проанализируйте, как это работает для вас. Если будет сложно, то уменьшите кол-во слов, которые необходимо выучить за один подход. При хорошем результате можно увеличить промежуток времени между повторениями. При плохом - его следует уменьшить.
Запишите на листе бумаги те навыки, над которыми вы работаете сейчас и те, которые хотите развить в будущем. Обычно, это навыки говорения, чтения, письма и аудирования. Сведите их в таблицу, обозначив задачи и отведённое на них время. Работайте над ними каждый день, отслеживая прогресс. Систематически уделяйте время каждому навыку, фиксируя результаты. Можно изучать слова on-line, отслеживая в личном кабинете количество выученных слов и затраченное на них время.
Если у вас нет времени или желания заниматься чем-то здесь и сейчас - это не беда. Рано или поздно, поверьте, желание появится. Не хочется читать - смотрите фильмы. Нет желания писать сочинение - поговорите с Джоржем о музыке. Слушайте свое настроение для более эффективного обучения. Оно должно приносить вам удовольствие, а не мучение. И самое главное - сосредоточьтесь на своих достижениях и записывайте их в цифровом выражении в таблицу. Радуйтесь вашим успехам! Вы должны чувствовать и видеть прогресс! В этом вам помогут планирование и фиксация результатов.
Igor Shavkunov
Автор проекта Your-Teachers.ru Профессиональный преподаватель английского языка - классического и разговорного. Автор множества статей об эффективных методиках, помогающих быстро выучить английский язык.