Close the dialog

Задать вопрос

ponimaem-anglijskuyu-grammatiku-2015-igor-shavkunov

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Особенности использования PAST CONTINUOUS

2. Два параллельных события (4.1)

3. Период-момент (4.2)

4. Изменение, развитие (4.3)

5. Фоновое действие - background action (4.4)

6. Неопределенное количество действий (4.5)

7. Два параллельных действия в Past Continuous (4.6)

8. Эмоции (4.7)

9. Вежливость (4.8)

10. Итак, подведём итоги:

 

Особенности использования PAST CONTINUOUS 

Весь набор правил, который мы применяли к Present Continuous, подходит и к Past Continuous. Правда, существует небольшая разница между Present Continuous (настоящим длительным) и Past Continuous (прошедшим длительным). Длительность в прошлом должна быть чем-то определена. Назовем это «засечкой», или условием, или другим действием.

 

 

Два параллельных события (4.1

Почему?

 

Потому что в противном случае Past Continuous займет всё  отведённое  ему  время.  В роли «засечки» может  выступать другое действие или время (4.1), иначе глагол в этом времени займёт весь отведённый ему период:

 

• Yesterday I was writing you a letter.

Вчера я писал тебе письмо. 
(целый день)

 

Чтобы глагол в этом времени не длился целый день «yesterday», его надо ограничить другим действием, которое, часто выражается глаголом в Past Simple – простом прошедшем времени. Подробные объяснения и спектр применения этого времени будут даны в следующей главе, а пока понимайте его как что-то завершённое в прошлом, не имеющее влияния на настоящее.

 

Вопрос: а как сказать: «Вчера я читал книгу»?

 

Использовать Past Continuous с точки  зрения  русского языка вполне логично: Я сейчас читаю книгу. – I am reading a book. Это действие (процесс) в настоящем времени, а если было какое-то действие (процесс) в прошлом, то почему бы не перенести эту же конструкцию в прошлое и сказать: Yesterday I was reading a book. – Вчера я читал книгу?

 

Ответ: делать этого нельзя, так как (ещё раз напомним): «Continuous (4.1), если он не ограничен, занимает всё отведённое ему время», т. е. получится, что вы вчера весь день читали книгу, а это скорее всего не будет отражать действительность.

 

Чтобы это высказывание имело смысл, надо что-то к нему добавить. Например, Yesterday I was reading a book at 5. Вчера я читал книгу в 5. ИлиYesterday I was reading a book when you called me. Вчера я читал книгу, когда ты мне позвонил.

 

• When was reading  a book, you came in.

Когда я читала книгу, ты вошёл.

 

• was doing my homework at 3 p.m. yesterday.

Вчера в три часа я делал свое домашнее задание.

 

• was watching TV when you called.

Я смотрел телевизор, когда ты позвонил.

 

• I opened the door and looked out. The car was slowly moving towards my house.

Я открыл дверь и выглянул. Машина медленно двигалась по направлению к моему дому.

 

• was writing a letter all day yesterday.

Я писал письмо вчера весь день. 
(целый день, без остановки)

А как передать смысл  выражения «я вчера писал письмо»?

 

Мы можем воспользоваться другими конструкциями, следуя общим правилам:

 

• wrote part of a letter yesterday.

Я написал какую-то часть письма вчера.

 

• I started writing a letter yesterday.

Я начал писать письмо вчера.

 

  

Вопрос: «Вот Вы сказали, что Continuous не используется без второго, параллельного, действия или указания точного момента. Вот Вам предложение, где не наблюдается вышеуказанных условий. Как я Вас поймал!» – может радостно воскликнуть ученик, указав учителю на авторитетную книгу.

 

• I've found the letter you were looking for. Here it is.

Я нашел письмо, которое ты искал. Вот оно.

 

Ответ: это хорошо, что ученик не просто слушает, но и анализирует. Желание поймать учителя на ошибке не такое уж и плохое, если делать это правильно, высказывать свои сомнения вслух, а не оставлять их для друзей и знакомых. Здесь говорящий имеет в виду определенный момент или ряд моментов, а слушающий знает, о чем речь.

Контекст такой: Ive found the letter you were looking for yesterday at 5 p.m. – Я нашёл письмо, котороетыискалвчерав 5 вечера.

Или: Ive found the letter you were looking for few times last week. – Я нашёл письмо, которое ты искал несколько раз на прошлой неделе.

Поскольку обе стороны понимают, о чём речь, нет смысла добавлять yesterday at 5 p.mДля этой формы необходим именно момент (или ряд моментов).

Если речь идет об отрезке времени в прошлом, скажем, с трёх до пяти, с понедельника по пятницу, два года, надо употреблять Past Simple (простое прошедшее), о котором мы поговорим позже.

 

 

Период-момент (4.2

Хотя, если вы  считаете отрезок времени с  трёх  до  пяти  одним моментом (4.2), в который  вы только и занимались каким-то  определённым действием, то можно использовать Past Continuous, что как бы подчёркивает, что всё указанное время вы занимались этим делом.

 

I was reading my book  from 3 to 5. 

Я читал свою книгу с 3 до 5.

(акцент на процессе - все это время, без перерывов, я читал эту книгу)

 

• I read my book from 3 to 5.

Я почитал свою книгу с 3 до 5.

(акцент на завершенности, возможно были отвлечения)

  

Continuous – это не просто промежуток времени, а период, в который совершается какое-то действие. Нет смысла «обрамлять» в Continuous большие промежутки времени, потому что это будет переведено так: «Всё это время я занимался только …». Если это не эмоции, то вряд ли такая ситуация может встретиться в жизни.

 

• When I was young, I lived at my granny’s for half a year.

When I was young, I was living at my granny’s for half a year.

Kогда я был молодой, я жил полгода у моей бабушки.

 

Half а year – это  слишком  большой  промежуток  времени  для Continuous.

 

Вопрос: наблюдательный читатель  скажет:  «А  “this  year”  –  это  вам разве не большой промежуток времени, посмотрите в табл. №1 ?!».

 

 

Изменение, развитие (4.3

Ответ: большой, но здесь работает другое правило: изменение и развитие (4.3)  (см. также 2.8). Будьте внимательны: иногда ситуация зависит от значения конкретных слов. Глаголы live (жить) и grow (расти) – разные. Глагол grow включает в себя динамику изменения, поэтому его можно использовать в Past Continuous. Глагол live не обладает этими свойствами, поэтому использование его в Past Continuous - это больше исключение, чем правило.

 

• The population of the world was growing very fast last year.

Население в мире росло очень быстро в прошлом году.

 

Итак, мы помним, что Continuous – это врéменное явление, причём обычно небольшой промежуток времени. Если речь идёт о настоящем, то действие происходит в данный момент или вокруг данного момента (2.2).

 

 

Фоновое действие - background action (4.4

Если речь идёт о прошлом, то можно использовать Past Continuous как фоновое действие (background action) (4.4) (см. также 2.3) и во время этого, более продолжительного действия происходит одно или ряд других, более коротких действий. Очень удобно для рассказа историй.

 

• So wwere having a party yesterday. A lot of people came. John came with his friend Steve, they told us a lot of interesting news.

Итак, у нас была вечеринка вчера. Пришло много людей. Джон пришел со своим другом Стивом, они рассказали нам много интересных новостей.

 

Или ещё:

 

• She went up to this man and looked straight into his eyes. She was carrying a bag full of presents.

Она подошла к этому человеку и посмотрела ему прямо в глаза. Она несла сумку, полную подарков.

 

 

Неопределенное количество действий (4.5

Как мы помним из Present Continuous, повторяющиеся действия  в  каком-то промежутке  времени  выражаются формой (2.4) She is jumping. – Она прыгает. В отличие от She jumps. – Она прыгает (по жизни). Это правило работает и для Past Continuous (4.5):

  

• She was calling me all morning.

Она звонила мне всё утро. 

(делала это несколько раз, поэтому у меня сложилось впечатление, что это продолжалось всё утро)

 

• When Ann was in the hospital, we were visiting her twice a day.

Когда Анна была в больнице, мы посещали её два раза в день.

(делали это регулярно или определенное количество раз в тот период; Past Continuous выражает и подчёркивает период, во время которого это все происходило, но является разговорной формой. Past Simple здесь тоже возможен, с грамматической точки зрения даже лучше.)

 

• The weather was so good last summer that we were going to the beach most weekends.

Погода была такой хорошей прошлым летом, что мы ходили на  пляж  почти каждые выходные. 

(систематически совершали это действие в определенный период, прошлым летом)

 

Два параллельных действия в Past Continuous (4.6)

Вопрос: мы в основном рассмотрели примеры, когда более длинное действие пересекается с более коротким или последовательно совершаются одинаковые короткие действия в какой-то промежуток времени (Shejumping). А могут быть два параллельных действия в Continuous, и что это означает (4.6)?

 

• Sally was reading a book while Kevin was doing the dishes (британский вариант: was washing up).

Салли читала книгу (всё время, без перерыва), когда Кевин мыл посуду (тоже без перерыва).

 

Ответ: Как вы видите, может. Только это подчёркивает параллельность событий.

 

• When I was learning to drive, I was living with my parents.

Когда я учился водить, я жил у родителей. 
(я жил у родителей и систематически брал уроки вождения)

 

Забегая вперёд, скажем: если мы указываем, как долго – how long – совершалось действие в прошлом, то используется Past Simple (5.2).

 

• wrote the book for 3 weeks. – Я писал книгу 3 недели (возможный перевод: Я написал книгу за 3 недели).

I was writing the book for 3 weeks. – Яписалкнигу 3 недели.

 

Так говорить нельзя. Почему?

 

Ни  Present  Continuous,  ни  Past  Continuous  не употребляются с уточнениями или точными периодами. Это не обсуждается, это как математическая формула. Не употребляется и всё. Хотите обозначить период – используйте другие конструкции. Например, I wrote the book for 3 weeks. – Я писал книгу в течение трёх недель.

Если это настоящее время, например, «Я читаю книгу в течение трех недель», то это будет Present Perfect Continuous: I’ve been writing the book for 3 weeks, который мы разберём чуть позже.

Ну, а если вас переполняют эмоции и вы хотите сказать, что ничего, кроме написания этой книги, не делали, то можете использовать Past Continuous: I was writing the book for 3 weeks! Но тогда не забудьте поставить восклицательный знак!

Ещё раз уточним, что подобные фразы часто встречаются в разговорном английском среди носителей этого языка. Никто из них и не заметит, что вы сделали ошибку,  если скажете «I was reading  the  book  for  3  weeks», даже без  эмоций. Но это обязательно  заметит Марья Ивановна, у которой есть ответы и вы получите плохую оценку за тест, если выберете этот вариант как правильный.

А как насчёт такого предложения, где довольно большой период, один год, ставится в Continuous?

 

• I was living abroad in1987.

Я жил за границей в 1987 (году).

 

Во-первых, это не очень хороший английский. Такие предложения звучат странно. Для них должен быть соответствующий контекст.

Во-вторых, это не совсем  how long – здесь не сказано, что в течение года – for a year. Слово for – в течение – отсутствует, это не «for one year – в течение одного года», что сделало бы невозможным употребление Past Continuous, так как Past Continuous не употребляется с точными периодами. Указание длительности – how long – в прошлом:  I was living abroad for a year – я жил за границей в течение года.

В-третьих, если вы хотите использовать это предложение, то должен быть или контекст эмоциональности, скажем, еле выжил, или – посмотрите на меня, какой я герой! Или это фоновое действие, и будет продолжение истории. Дальше говорящий будет рассказывать какие-то истории, которые с ним случились во время этого проживания за границей.

 

 

Эмоции (4.7

Итак, никаких точных периодов с Present Continuous или Past Continuous!

 

• I lived at my granny’s for 6 months.

I was living at my granny’s for 6 months.

Я жил у своей бабушки в течение 6 месяцев.

 

Yesterday I was reading a book может иметь смысл, если добавить к этому предложению «!», что будет означать: вчера целый день я читал книгу. Восклицательный знак указывает на эмоции (4.7),  так же как в Present Continuous (2.5),  на то, как вы переживаете эту ситуацию. Так что, если вы чувствуете, что чего-то было слишком много, то смело используйте Continuous, если даже это не был фактически весь день. 

 

• Whenever I met her,  she was  always  reading  her  stupid book!

Когда бы я ни увидел её, она всё время читала свою дурацкую книгу!

 

• was always losing my books when was a student !

Я всегда терял свои книги, когда я был студентом.

(чаще, чем обычно люди это делают)

 

 

Вежливость (4.8)

 

Past  Continuous  используется  также  в  случаях,  когда  вы хотите очень вежливо обратиться к человеку (4.8).

 

 • was wondering if you could give me a lift?

Вы не будете так любезны подвезти меня? 

(букв.: «Я задавалась вопросом, (если) Вы могли бы подвезти меня»)

 

Мы понимаем, конструкция странная. Вы спрашиваете сейчас, а говорите, что вы когда-то хотели что-то спросить. Относитесь к этому как к способу выразить просьбу и не переводите дословно.

Когда хотят кого-то о чем-то очень вежливо спросить, используют такие обороты, которые могут нарушать общие правила:

«I wanted to ask you about» или «I was wanting to ask you about» – Я хотел спросить вас о … . Хотя wanted – более часто употребляемый вариант. Помните о глаголах, которые обычно не употребляются в длительной форме? «I was wanting» прозвучит слишком эмоционально. Можно сказать и «I wondered if you could give me a lift», ноздесь «I was wondering if you could give me a lift» будетзвучать более естественно.

 

Итак, подведём итоги:

 

1. was reading when he called me.Ячитал, когда он мне позвонил. (два параллельных события, продолжительное и короткое) (4.1)

2. was reading my book from 3 to 5.Я читал свою книгу с 3 до 5. (период-момент) (4.2)

3. The population of the world was growing very fast last year.Население в мире росло в прошлом году очень быстро. (изменение, развитие) (4.3)

4. We were having a party yesterday.  A lot of people came.  (backgroundфоновое действие) (4.4)

5. When I was learning to drive, I was living with my parents.Когда я учился водить, я жил моими родителями. (регулярно брал уроки или взял определенное количество уроков в течение промежутка времени) (4.5)

6. You were always losing your keys when you were kid!– Ты всегда терял ключи, когда ты был ребенком. (эмоции) (4.7)

7. I was wondering if you could give me a lift?Вы не будете так любезны подвезти меня? (вежливость) (4.8)

 


 

АВТОР

Igor

igor shavkunov s 

 

esse edit

Поиск репетитора