Past Continuous (прошедшее длительное время) - это время, которое показывает действие в определённый момент в прошлом. Это также время, которое показывает изменение и развитие. Оно может являться фоновым действием и выражать эмоции.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Особенности образования PAST CONTINUOUS (5.1)
2. Глагол + ing (5.2)
3. Два параллельных события (5.3)
4. Период-момент (5.4)
5. Изменение, развитие (5.5)
6. Background (фоновое действие) (5.6)
7. Неопределённое количество действий (5.7)
8. Два параллельных действия в Past Continuous (5.8)
9. Эмоции (5.9)
10. Вежливость (5.10)
11. Отрицание в Past Continuous (5.11)
12. Вопрос в Past Continuous (5.12)
13. Отличие Present Continuous и Past Continuous (5.13)
14. Стандартные ошибки в Past Continuous (5.14)
15. ИТАК, подведём итоги (5.15)
16. Давайте потренируемся (5.16)
Это Past Continuous переводится как "прошедшее длительное" и образуется по формуле:
(to be) + (глагол + ing)
Ответ. Это – вспомогательный глагол, который в зависимости от местоимения (I - я, he - он, she - она, they - они и т. д.) принимает различные формы (am, is, are, was, were). Для наглядности воспользуйтесь таблицей вспомогательного глагола to be.
Изменение глагола to be в зависимости от местоимений:
I - я |
am / was |
You - ты |
are / were |
We - мы |
are / were |
They - они |
are / were |
He - он |
is / was |
She - она |
is / was |
It - оно |
is / was |
Весь набор правил, который мы применяли к Present Continuous, подходит и к Past Continuous. Правда, существует небольшая разница между Present Continuous (настоящим длительным) и Past Continuous (прошедшим длительным). Длительность в прошлом должна быть чем-то определена. Назовём это «засечкой», или условием , или другим действием.
• She was reading a book at 7 o'clock.
Она читала книгу в 7 часов.
(засечка - 7 o'clock)
• He was running when I came in.
Он бежал, когда я зашёл.
(засечка - when I came in)
• read + ing = reading (читать)
• do + ing = doing (делать)
• write + ing = writing (писать)
• take + ing = taking (брать)
• lie + ing = lying (лежать)
• die + ing = dying (умирать)
Буквы a, e, i, o, u, y передают гласные звуки.
• hit + ing = hitting (ударять)
• run + ing = running (бежать)
• beg + ing = begging (умолять)
• play + ing = playing (играть)
• say + ing + saying (говорить)
Past Continuous занимает всё отведённое ему время. Поэтому его нельзя использовать так же как Present Continuous только для прошлого. Обязательно должно быть какое-то условие, ограничение, "засечка". В роли «засечки» может выступать другое действие или время. Иначе глагол в этом времени займёт весь отведённый ему период, что не будет соответствовать действительности:
• I was writing you a letter yesterday.
(писал весь день, не ел, не пил, только писал)
Это нереальная ситуация, человек вряд ли может писать письмо целый день без остановки. Чтобы глагол в этом времени не длился целый день «yesterday», его надо ограничить другим действием, которое, часто выражается глаголом в Past Simple – простом прошедшем времени. Ограничичить можно и указанием времени, например at 7.
• I was writing you a letter yesterday at 7.
• I was watching TV when you came home.
Вопрос: а как сказать: «Вчера я читал книгу»?
Использовать Past Continuous с точки зрения русского языка вполне логично: Я сейчас читаю книгу. – I am reading a book. Это действие (процесс) в настоящем времени, а если было какое-то действие (процесс) в прошлом, то почему бы не перенести эту же конструкцию в прошлое и сказать: Yesterday I was reading a book. – Вчера я читал книгу?
Ответ: делать этого нельзя, так как (ещё раз напомним): «Past Continuous (4.1), если он не ограничен, то занимает всё отведённое ему время», т. е. получится, что вы вчера весь день читали книгу, а это скорее всего не будет отражать действительность.
Чтобы это высказывание имело смысл, надо что-то к нему добавить. Например, Yesterday I was reading a book at 5. – Вчера я читал книгу в 5. Или: Yesterday I was reading a book when you called me. – Вчера я читал книгу, когда ты мне позвонил.
• When I was reading a book, you came in.
Когда я читала книгу, ты вошёл.
• I was doing my homework at 3 p.m. yesterday.
Вчера в три часа я делал свое домашнее задание.
• I was watching TV when you called.
Я смотрел телевизор, когда ты позвонил.
• I opened the door and looked out. The car was slowly moving towards my house.
Я открыл дверь и выглянул. Машина медленно двигалась по направлению к моему дому.
(когда я посмотрел, машина двигалась)
Вопрос: А как передать смысл выражения «я вчера писал письмо»?
Ответ: Здесь необходимо воспользоваться другими конструкциями, следуя общим правилам:
• I wrote part of a letter yesterday.
Я написал какую-то часть письма вчера.
• I started writing a letter yesterday.
Я начал писать письмо вчера.
Вопрос: «Вот Вы сказали, что Continuous не используется без второго, параллельного, действия или указания точного момента в прошлом. Вот Вам предложение, где не наблюдается вышеуказанных условий. Как я Вас поймал!» – может радостно воскликнуть ученик, приведя учителю следующих пример и указав на авторитетную книгу.
• I've found the letter you were looking for. Here it is.
Я нашел письмо, которое ты искал. Вот оно.
Ответ: это хорошо, что ученик не просто слушает, но и анализирует. Желание поймать учителя на ошибке не такое уж и плохое, если делать это правильно, высказывать свои сомнения вслух, а не оставлять их для друзей и знакомых. Здесь говорящий имеет в виду определенный момент или ряд моментов, а слушающий знает, о чем речь.
Контекст такой I’ve found the letter you were looking for yesterday at 5 p.m. – Я нашёл письмо, которое ты искал вчера в 5 вечера.
Или : I’ve found the letter you were looking for a few times last week. – Я нашёл письмо, которое ты искал несколько раз на прошлой неделе.
Поскольку обе стороны понимают, о чём речь, нет смысла добавлять yesterday at 5 p.m. Для этой формы необходим именно момент (или ряд моментов).
Если речь идет об отрезке времени в прошлом, скажем, с трёх до пяти, с понедельника по пятницу, два года, надо употреблять Past Simple (простое прошедшее), о котором мы поговорим позже.
Если вы считаете отрезок времени с трёх до пяти одним моментом, в который вы только и занимались каким-то определённым действием, то можно использовать Past Continuous, что как бы подчёркивает, что всё указанное время вы занимались этим делом.
• I was reading my book from 3 to 5.
Я читал свою книгу с 3 до 5.
(акцент на процессе - все это время, без перерывов, я читал эту книгу)
• I read my book from 3 to 5.
Я почитал свою книгу с 3 до 5.
(акцент на завершенности, возможно были отвлечения)
Continuous – это не просто промежуток времени, а период, в который совершается какое-то действие. Нет смысла «обрамлять» в Continuous большие промежутки времени, потому что это будет переведено так: «Всё это время я занимался только …». Если это не эмоции, то вряд ли такая ситуация может встретиться в жизни.
• When I was young, I lived at my granny’s for half a year. When I was young, I was living at my granny’s for half a year.
Kогда я был молодой, я жил полгода у моей бабушки.
Half а year – это слишком большой промежуток времени для Continuous.
Вопрос: наблюдательный читатель скажет: «А “this year” – это вам разве не большой промежуток времени, посмотрите в табл. №1 ?!».
Ответ: большой, но здесь работает другое правило: изменение и развитие. Будьте внимательны: иногда ситуация зависит от значения конкретных слов. Глаголы live (жить) и grow (расти) – разные. Глагол grow включает в себя динамику изменения, поэтому его можно использовать в Past Continuous. Глагол live не обладает этими свойствами, поэтому использование его в Past Continuous - это больше исключение, чем правило.
• The population of the world was growing very fast last year.
Население в мире росло очень быстро в прошлом году.
Итак, мы помним, что Continuous – это врéменное явление, причём обычно небольшой промежуток времени. Если речь идёт о настоящем, то действие происходит в данный момент или вокруг данного момента).
• I am reading an interesting book.
Я читаю интересную книгу.
(не обязатеьлно в данный момент)
Если речь идёт о прошлом, то можно использовать Past Continuous как фоновое действие (background action) и во время этого, более продолжительного действия происходит одно или ряд других, более коротких действий. Очень удобно для рассказа историй.
• So, we were having a party yesterday.
Итак, у нас была вечеринка вчера.
(фоновое действие)
• A lot of people came. John came with his friend Steve, they told us a lot of interesting news.
Пришло много людей. Джон пришел со своим другом Стивом, они рассказали нам много интересных новостей.
(события, которые случились во время этого фонового действия)
Или ещё:
• She went up to this man and looked straight into his eyes.
Она подошла к этому человеку и посмотрела ему прямо в глаза.
(события, которые случились во время этого фонового действия)
• She was carrying a bag full of presents.
Она несла сумку, полную подарков.
(фоновое действие)
Как мы помним из Present Continuous, повторяющиеся действия в каком-то промежутке времени выражаются формой She is jumping. – Она прыгает. В отличие от She jumps. – Она прыгает (регулярно). Это правило работает и для Past Continuous:
• She was calling me all morning.
Она звонила мне всё утро.
(делала это несколько раз, поэтому у меня сложилось впечатление, что это продолжалось всё утро)
• When Ann was in the hospital, we were visiting her twice a day.
Когда Анна была в больнице, мы посещали её два раза в день.
(акцент на процессе, делали это регулярно или определенное количество раз в тот период; Past Continuous выражает и подчёркивает период, во время которого это все происходило, но является разговорной формой. Past Simple здесь тоже возможен, с грамматической точки зрения даже лучше.)
Или:
• When Ann was in the hospital, wevisited her twice a day.
Когда Анна была в больнице, мы посещали её два раза в день.
(акцент на количестве действий)
• The weather was so good last summer that we were going to the beach most weekends.
Погода была такой хорошей прошлым летом, что мы ходили на пляж почти каждые выходные.
(акцент на процессе,систематически совершали это действие в определенный период, прошлым летом)
Или:
• The weather was so good last summer that we went to the beach most weekends.
Погода была такой хорошей прошлым летом, что мы ходили на пляж почти каждые выходные.
(акцент на количестве действий)
Вопрос: мы в основном рассмотрели примеры, когда более длительное действие пересекается с более коротким или последовательно совершаются одинаковые короткие действия в какой-то промежуток времени (She’s jumping). А могут быть два параллельных действия в Past Continuous, и что это означает?
• Sally was reading a book while Kevin was doing the dishes (британский вариант: was washing up).
Салли читала книгу (всё время, без перерыва), когда Кевин мыл посуду (тоже без перерыва).
Ответ: Как вы видите, может. Только это подчёркивает параллельность событий.
• When I was learning to drive, I was living with my parents.
Когда я учился водить, я жил у родителей.
(я учился водить и все это время жил у родителей)
• When I was learning to drive, I lived with my parents.
Когда я учился водить, я жил у родителей.
(я учился водить и жил у родителей)
Для сравнения:
• I learned to drive, when I lived with my parents.
Я научился водить, когда я жил у родителей.
(жил у родителей и в этот период научился водить)
Забегая вперёд, скажем: если мы указываем, как долго – how long – совершалось действие в прошлом, то используется Past Simple.
• I wrote the book for 3 weeks.
Я писал книгу 3 недели.
(возможный перевод: Я написал книгу за 3 недели).
• I was writing the book for 3 weeks.
Я писал книгу 3 недели.
Так говорить нельзя. Почему?
Ни Present Continuous, ни Past Continuous не употребляются с уточнениями или точными периодами. Это не обсуждается. Это как математическая формула. Не употребляется и всё. Хотите обозначить период – используйте другие конструкции. Например, I wrote the book for 3 weeks. – Я писал книгу в течение трёх недель.
Если это настоящее время, например, «Я читаю книгу в течение трех недель», то это будет Present Perfect Continuous: I’ve been writing the book for 3 weeks, который мы разберём чуть позже.
Ну, а если вас переполняют эмоции и вы хотите сказать, что ничего, кроме написания этой книги, не делали, то можете использовать Past Continuous: I was writing the book for 3 weeks! Но тогда не забудьте поставить восклицательный знак! Но это уже другое правило, которое мы раберем в следующем разделе.
Подобные фразы регулярно встречаются в разговорном английском среди носителей этого языка. Не многие заметят, что вы сделали ошибку, если скажете «I was reading the book for 3 weeks», даже без эмоций. Но это обязательно заметит Марья Ивановна в вашем тесте, у которой есть ответы и вы получите плохую оценку за тест, если выберете этот вариант как правильный.
Вопрос: А как насчёт такого предложения, где довольно большой период, один год, ставится в Continuous?
• I was living abroad in1987.
Я жил за границей в 1987 (году).
Ответ: Во-первых, это не очень хороший английский. Такие предложения звучат странно. Для них должен быть соответствующий контекст.
Во-вторых, это не совсем how long (как долго, период, с которым не употребляется Past or Present Continuous) – здесь не сказано, что в течение года – for a year. Слово for – в течение – отсутствует, это не «for one year – в течение одного года», что сделало бы невозможным употребление Past Continuous, так как Past Continuous не употребляется с точными периодами. Указание длительности – how long – в прошлом: I was living abroad for a year – я жил за границей в течение года.
В-третьих, если вы хотите использовать это предложение, то должен быть или контекст эмоциональности, скажем, еле выжил, или – посмотрите на меня, какой я герой! Или это фоновое действие, и будет продолжение истории. Дальше говорящий будет рассказывать какие-то истории, которые с ним случились во время этого проживания за границей.
Итак, никаких точных периодов с Present Continuous или Past Continuous!
• I lived at my granny’s for 6 months. I was living at my granny’s for 6 months.
Я жил у своей бабушки в течение 6 месяцев.
Наконец мы добрались до Эмоций!
Yesterday I was reading a book может иметь смысл, если добавить к этому предложению «!», что будет означать: вчера целый день я читал книгу. Восклицательный знак указывает на эмоции, так же как в Present Continuous, на то, как вы переживаете эту ситуацию. Так что, если вы чувствуете, что чего-то было слишком много, или что-то случалось слишком часто, то смело используйте Continuous, если даже это не был фактически весь день. Просто в ваших ощущениях это был весть день, и этого достаточно.
Маркеры эмоций
always |
всегда |
constantly |
постоянно |
• Whenever I met her, she was always reading her stupid book!
Когда бы я ни увидел её, она всё время читала свою дурацкую книгу!
• I was always losing my books when I was a student!
Я всегда терял свои книги, когда я был студентом!
(чаще, чем обычно люди это делают)
• I was writing a letter all day yesterday.
Я писал письмо вчера весь день!
(целый день, без остановки)
Past Continuous используется также в случаях, когда вы хотите очень вежливо обратиться к человеку.
• I was wondering if you could give me a lift?
Вы не будете так любезны подвезти меня?
(букв.: «Я задавался вопросом, (если) Вы могли бы подвезти меня»)
Мы понимаем, конструкция странная. Вы спрашиваете сейчас, а говорите, что вы когда-то хотели что-то спросить. Относитесь к этому как к способу выразить просьбу и не переводите дословно.
Когда хотят кого-то о чем-то очень вежливо спросить, используют такие обороты, которые могут нарушать общие правила:
«I wanted to ask you about …» или «I was wanting to ask you about …» – Я хотел спросить вас о … . Хотя wanted – более часто употребляемый вариант. Помните о глаголах, которые обычно не употребляются в длительной форме? «I was wanting» прозвучит слишком эмоционально. Можно сказать и «I wondered if you could give me a lift», но здесь «I was wondering if you could give me a lift» будет звучать более естественно.
Ты смотрел телевизор, когда она пришла домой?
Также следует помнить!
Вопросительных слов (what, where, why и т.д.) в английском языке недостаточно для формирования вопроса. Если вы просто поставите вопросительное слово преред предложением, оно не сделает его вопросительным, как например, в русском языке. Вопрос образуется только с помощью вспомогательного глагола: to be, to have, to do. Поэтому, вопросительное слово просто ставится перед вспомогательным глаголом и уточняет вопрос.
Вопросительные слова в Past Continuous
where | где |
when | когда |
why | почему |
which | который |
who | кто |
• Where were you going yesterday at 5?
Куда ты шел вчера в 5?
• What are you eating? when I came back home?
Что ты ел, когда я вернулся домой?
• Which book were you reading yesterday evening?
Present Continuous | Past Continuous |
Действие в настоящий момент. I am going to school now. Я сейчас иду в школу. (в настоящий момент) |
Одно действие прерывается другим. I was going to school when she called me. Я шел в школу, когда она мне позвонила. (в настоящий момент) |
Пересказ историй. Фоновое действие. She is living in a hotel. A lot of people come to see her. They bring interesting presents. Она живет в отеле. Многие люди приходят |
Пересказ историй. Фоновое действие. She was living in a hotel. A lot of people came to see her. They brought interesting presents. Она жила в отеле. Много людей пришли |
Раздражающий привычки She is always playing the guitar when I go to sleep! Она всегда играет на гитаре, когда я иду спать! (меня это раздражает) |
Раздражающий привычки She was always playing the guitar when I went to sleep! Она всегда играла на гитаре, когда я шел спать! (меня это раздражает) |
|
Я вчера не читал книгу.
Надо написать:
• I was not reading a book yesterday at 7.
Я вчера не читал книгу в 7.
Мы путешествовали два месяца назад.
Надо написать:
• We traveled two months ago.
Мы путешествовали два месяца назад.
1. I was reading when he called me. – Я читал, когда он мне позвонил. (два параллельных события, продолжительное и короткое) (5.3)
2. I was reading my book from 3 to 5. – Я читал свою книгу с 3 до 5. (период-момент) (5.4)
3. The population of the world was growing very fast last year. – Население в мире росло в прошлом году очень быстро. (изменение, развитие) (5.5)
4. We were having a party yesterday. A lot of people came. (background – фоновое действие) (5.6)
5. When I was learning to drive, I was living with my parents. – Когда я учился водить, я жил c моими родителями. (неопределенное количество действий) (5.7)
6. Sally was reading a book while Kevin was doing the dishes. – Салли читала книгу (всё время, без перерыва), когда Кевин мыл посуду (тоже без перерыва).(два параллельных действия) (5.8)
7. You were always losing your keys when you were a kid!– Ты всегда терял ключи, когда ты был ребёнком. (эмоции) (5.9)
8. I was wondering if you could give me a lift?– Вы не будете так любезны подвезти меня? (вежливость) (5.10)
9. I was not reading a book yesterday at 7. – Я не читал книгу вчера в 7. (отрицание) (5.11)
10. Were you reading a book yesterday at 7? – Ты читал вчера книгу в 7? (вопрос) (5.12)
11. I was not reading a book yesterday. – Я не читал книгу вчера(стандартные ошибки) (5.14)
Прочитайте предложение и дайте свой ответ. Нажмите на + (слайдер) - развернется текст с правильным ответом, проверьте себя. Очень рекомендуем распечатать pdf-файл и потренироваться, отвечая на вопросы вручную. Это разовьет ваши навыки письма. Вы также можете pаспечатать pdf-файл с ответами или просто открыть слайдер и сверить свои ответы с правильными. Текст озвучен, рекомендуем вам его прослушать. Так задействуется и развивается восприятие английской речи на слух.
1. Jane ........ for me when I ........ . (wait / arrive)
2. "What ........ you ........ this time yesterday?" " I was asleep." (do)
3. "Did you ........ out last night?" "No, I was too tired." (go)
4. How fast ........ you ........ when the accident happened? (drive)
5. John ........ a photograph of me while I ........ . (take / not look)
6. We were in a very difficult position. We ........ what to do. (not know)
7. I .......... John for ages. When I last saw him, he ........ to find a job in Moscow. (see / try)
8. I ........ along the street when suddenly I heard footsteps behind me. Somebody ........ me. I was frightened and I ........ to run. (walk / follow / start)
9. When I was young, I ........ to be a pilot. (want)
Ответы:
Igor Shavkunov
Автор проекта Your-Teachers.ru Профессиональный преподаватель английского языка - классического и разговорного. Автор множества статей об эффективных методиках, помогающих быстро выучить английский язык.