Ученик не хочет заниматься самостоятельно. Почему?

С начала, надо посмотреть на ситуацию его глазами. С одной стороны, необходимо учить английский, потому что “говорят”, что он когда-то пригодится. С другой стороны, есть «реальные» дела, которыми можно заняться здесь и сейчас, которые приносят сиюминутную радость. К ним относятся: компьютерные игры, просто початиться с приятелями, поиграть в игры на телефоне, или просто ничего не делать, как говорят «посидеть, потупить».

Дело в том, что то, что обещают за изучение английского, очень призрачно и далеко. Такие слова как «пригодится в будущем», «без английского сейчас никуда», «каждый образованный человек должен говорить на английском» для школьников ничего не означают, так как они живут в другой реальности. Эта реальность состоит из приятного и неприятного и изучение английского языка не входит в реестр приятных дел. В школе помимо английского есть еще 10 предметов, которые также претендуют на “предмет номер 1”. На фоне всеобщей усталости идут еще несколько факультативов, обычно «добровольно принудительных». Вот и получается, что бедного школьника мучают английским, или, по крайней мере, он так видит процесс изучения этого языка.

Почему нельзя быстро выучить язык и наслаждаться навыком?

Проблема в том, что владение языком, это тот навык, который приносит наслаждение, только на определённом этапе его владения. Это как вождение машины. Проходит несколько лет, пока водитель расслабляется и водит в своё удовольствие, параллельно думая уже не о вождении, а о своих делах. Привычка сформирована, можно и отдохнуть.

Катание на роликах или коньках требует такой же подготовки. Тут вспоминается старая пословица «Любишь кататься, люби и саночки возить». Здесь, правда, сначала катаешься, а потом возишь, сначала реальное наслаждение, а потом приложение, которое воспринимается уже не так болезненно, через призму захватывающего дух скатывания с горки. Но, тем не менее, есть приятная часть и есть приложение к этой части, которая не совсем приятна.

К сожалению, владение английским языком, это трудозатратный навык. Требует больших энерго- и временных вложений, а результат приходит гораздо позже.

Почему подростки с удовольствием учатся кататься, скажем, на роликах, но противятся изучению языков?

Причина в системе ценностей, в которой живут школьники. В любом обществе есть лидеры и у этих лидеров тоже есть лидеры и т.д. Если вдруг лидер начинает что-то делать, другие смотрят на него и следуют ему. Они верят, что этот лидер чувствует реальное счастье и, чтобы чувствовать такое же счастье, они готовы пройти через многое, лишь бы не отстать. Поэтому увлечение лидера роликами, коньками или игрой на гитаре, служит импульсом для других, чтобы начать изучать этот предмет.

Почему, когда лидер начинает учить английский, далеко не все следуют его примеру?

Если катаясь на роликах, базовым элементам можно научиться за неделю, то овладение английским, требует больших усилий. Далеко не все умеют работать с материалом. Столкнувшись с первыми сложностями, многие бросают это занятие, так и не дойдя до конца. Они начинают учить слова, а они не учатся. Начинают учить текст, а он не запоминается. После этого неопытный школьник делает вывод «английский не для меня» и перестаёт совершать усилия.

Как не бросить и добиться результата?

Прежде всего, есть технологии, которые позволяют запоминать слова и тексты быстрее.

Затем, необходимо сосредоточиться на каком-то аспекте языка и добиться в нем успеха.

Владение языком подразумевает 1) свободное понимание речи, 2) чтение различной литературы, 3) владение письмом, 4) говорение на языке. Каждый из этих навыков тренируется по-своему и требует особого подхода в развитии. Если вы умеете говорить, это не означает, что вы автоматически будете понимать английскую речь.

Если начать развивать все навыки одновременно, то это потребует большого количества времени и соответственно сил. Поэтому, рекомендуется сосредоточится на одном навыке.

ВОЗЬМЁМ ГОВОРЕНИЕ.

Для развития этого навыка необходим небольшой словарный запас. Около 500 слов, которые вы можете активно использовать, т.е. не просто узнавать, после прочтения или прослушивания, а уметь его перевести с русского на английский. Также необходимо владеть базовыми временами Present Simple, Past Simple, Present Continuous, Past Continuous, Future.

Дальше идут ситуации. Владея пару десятками ситуаций, человек может чувствовать себя спокойно за границей. Если придётся говорить на тему, которая не была пройдена, не беда, ученик быстро скомпонует её из смежных тем, зная базовые основы грамматики.

Если всё так просто, в чём же тогда проблема?

Проблема в прохождении болевого порога и наработки навыка общения. Обычно первый текст или первые 300 слов учится очень сложно. На это уходит много времени и сил. Ученик думает, “О нет, я не смогу осилить второй текст. Я помню первый как ночной кошмар!”

Но тут и кроется ошибка. Второй текст пойдёт проще, так как во время изучения первого текста, ученик уже до какой-то степени сформировал навык пересказа, пополнил свой словарный запас и потренировался в использовании нужных конструкций.

Третий текст пойдёт ещё проще и так далее.

Вооружившись запасом в 20 текстов, ученик может вздохнуть, так как он сформировал несколько грамматических конструкций, с помощью которых он может выражать свои мысли.

Если надо перечислить наличие чего-то, он смело использует конструкцию there are/is. Если надо рассказать о чём либо, он не задумываясь начинает с once – однажды, потом перечисляет события, используя время Past Simple и в нужный момент, переходит на Past Continous, чтобы показать длительность или сформировать картинку. О чём бы ни пришлось говорить, он смело загоняет всё в хорошо усвоенный им паттерн и чувствует себя превосходно.

Память усиливается и уже способна запоминать вещи быстрее и на более долгий срок. Ко всему этому идут бонусы всеобщего признания. Ученик начинает выделяться среди сверстников в классе, а Марья Ивановна одобрительно кивает при его ответе.

И здесь можно расслабиться?

Не совсем. Если навык не удержать, то он скоро пропадёт. Следующим этапом должно быть нахождение полей деятельности, где язык является уже не целью, а средством.

Это может быть друг по переписке, с которым можно обсуждать детали современной музыки или компьютерных игр.

Это может быть приятель, с которым можно поговорить по скайпу или поделиться важными событиями из своей жизни.

Это может быть участие в международных форумах-обсуждениях той или иной интересной для школьника новости.

Что бы это ни было, это должно быть чем-то интересным и захватывающим. В современных условиях, эта задача решается гораздо проще, чему предыдущая.

Поэтому, найдя такое поле, можно немного расслабиться и включить «дрейф». Просто насладиться возможностью общения со всем миром.

Требуется ли что-то от родителей?

Основная задача родителей, это помочь ребенку получить позитивный опыт. Показать ему, что всё в этом мире возможно, если приложить правильно усилия. Помочь сформировать школьнику правильные привычки, и убедится, что он усвоил их. В жизни будет немало вызовов, которые потребуют умений и понимания. Инструменты и навыки для более сложных задач, закладываются в школьном возрасте.