Present Continuous (настоящее длительное время) - это время, которое показывает действие в настоящий момент. Это также, спланированное действие в будущем. Оно может показывать временность ситуации или выражать эмоции.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Особенности образования PRESENT CONTINUOUS (2.1)
2. Глагол + ing (2.2)
3. Сейчас. В текущий момент времени (2.3)
3. Временность ситуации. Вокруг настоящего (2.4)
5. Изменение и развитие (2.5)
6. Background (фоновое действие) (2.6)
7. Неопределённое количество повторений (2.7)
8. Эмоции в Present Continuous (2.8)
9. Глаголы состояния (2.9)
10. Спланированное будущее (2.10)
11. Вопрос в Present Continuous (2.11)
12. Отрицание в Present Simple (2.12)
13. Отличие Present Simple и Present Continuous (2.13)
14. Стандартные ошибки в Present Simple (2.14)
15. Итак, подведём итоги (2.15)
16. Давайте потренируемся (2.16)
Это Present Continuous переводится как "простое длительное" и образуется по формуле:
(to be) + (глагол + ing)
Ответ. Это – вспомогательный глагол, который в зависимости от местоимения (I - я, he - он, she - она, they - они и т. д.) принимает различные формы (am, is, are, was, were). Для наглядности воспользуйтесь таблицей вспомогательного глагола to be.
Изменение глагола to be в зависимости от местоимений:
I - я |
am |
You - ты |
are |
We - мы |
are |
They - они |
are |
He - он |
is |
She - она |
is |
It - оно |
is |
• She is reading a book.
Сейчас она читает книгу.
(в данный момент)
• He is running now.
Сейчас он бежит.
(в данный момент)
• read + ing = reading (читать)
• do + ing = doing (делать)
• write + ing = writing (писать)
• take + ing = taking (брать)
• lie + ing = lying (лежать)
• die + ing = dying (умирать)
Буквы a, e, i, o, u, y передают гласные звуки.
• hit + ing = hitting (ударять)
• run + ing = running (бежать)
• beg + ing = begging (умолять)
• play + ing = playing (играть)
• say + ing + saying (говорить)
Несложно догадаться, что если оно называется длительным, то значит, действие длится. Длиться оно может в настоящем, прошедшем и будущем. Сейчас мы поговорим о времени, которое происходит в данный момент.
Маркеры времени Present Continuous
nowadays |
в наше время, в наши дни |
this month |
в этом месяце |
these days |
в эти дни, в наши дни |
this year |
в этом году |
at the moment |
в данный момент, сейчас |
at present |
в настоящее время, в данное время |
currently |
теперь, в настоящее время, в настоящий момент |
still |
всё ещё, до сих пор |
now, right now |
сейчас, прямо сейчас |
• I am reading a book now.
Я читаю книгу сейчас.
(в текущий момент)
• I am watching TV now.
Сейчас я смотрю телевизор.
(прямо сейчас)
• Look, the dog is running away!
Взгляни, собака убегает!
ВАЖНО! Сontinuous – один из наших модулей. Это принцип, с которым надо разобраться. Дальше мы будем встречаться и с Past Continuous (прошедшим длительным) и с Future Continuous (будущим длительным) - и везде Continuous будет работать по одному и тому же принципу.
Continuous – это врéменное явление. Причём, это относительно небольшой промежуток времени. Действию не обязательно происходить в текущий момент, оно может происходить вокруг настоящего. Это время используется для того, чтобы показать временность процесса:
• I’m living with some friends until I find an apartment.
Я живу с друзьями, пока (я) не найду квартиру.
(говорящий показывает временность ситуации)
Сравните с Present Simple:
• My parents live in Boston. They have lived there all their lives.
Мои родители живут в Бостоне. Они прожили там всю свою жизнь.
(общее утверждение)
Мы используем Present Continuous, когда говорим о changes и developments (изменениях и развитии) . Это правило идёт в дополнение к «временности» ситуации. Если что-то изменяется и развивается, оно является временным. По сути, это – производная от «временности ситуации».
• The population of the world is growing.
Население в мире растет.
• Is your English getting better?
Твой английский улучшается («становится лучше»)?
Continuous может использоваться как background (фоновое действие). Во время этого более продолжительного действия происходит одно или ряд других, более коротких действий, которые оформляются в Present Simple. Это фоновое действие очень удобно для рассказа историй, причём события в прошлом могут передаваться настоящим. Это вариант «наративного» стиля о котором мы говорили в Present Simple и который может использоваться для пересказа историй, которые произошли в прошлом.
Например, вы подходите к другу и рассказываете, что произошло вчера:
• So, we are having a party. A lot of people come. John comes with his friend Steve, they tell us a lot of interesting news.
Итак, у нас вечеринка. Приходит много людей. Джон приходит со своим другом Стивом, они рассказывают нам много интересных новостей.
• So, she goes up to this man and looks straight into his eyes. She's carrying a bag full of presents.
Итак, она подходит к этому человеку и смотрит ему прямо в глаза. Она несёт сумку, полную подарков.
(фоновое действие)
Или вот, ещё вариант пересказа истории в Present Simple:
• So I go to my friend and say, «Let’s go to the movies tonight.» He looks at me and says, «Why not?» I tell him, «What time do you want to meet up?»
Итак, Я иду к своему другу и говорю: «Давай пойдём сегодня в кино». Он смотрит на меня и говорит: «Почему бы нет?». Я ему говорю: «Во сколько ты хочешь встретиться?
Continuous может также говорить о неопределённом количестве действий, происходящих в неуточнённый промежуток времени.
She is jumping – она прыгает (сейчас) - делает один прыжок за другим.
Это не общее правило, а скорее производное из него. Мы вывели его в отдельную норму, потому что такое объяснение поможет лучше понять и усвоить суть этой временной конструкции. Особенно когда речь пойдет о ее формах в прошедшем времени.
Этот принцип также можно использовать в будущем или прошедшем длительном времени – Future Continuous или Past Continuous, но в этом случае действие нужно будет ограничить каким-то условием или другим действием. Об этом поговорим в следующих главах.
• He's doing squats.
Он приседает.
(уже много раз присел)
• They are jumping.
Они прыгают.
(уже много раз подпрыгнули)
С помощью Present Continuous можно выражать эмоции. Если вам необходимо рассказать о чём-то эмоциональном, выразить своё личное отношение к чему-либо или дать оценочное суждение - смело используйте структуру Continuous. Обычно, эти эмоции сопровождаются следующими словами:
Маркеры эмоций
always |
всегда |
constantly |
постоянно |
Пусть вас не смущает слово always – всегда, которое обычно говорит о регулярном действии и используется в Present Continuous. Сами фразы, обычно возмущения, произносятся с определённой интонацией и вы никогда не перепутаете регулярное действие: He always wakes up early. «Он всегда встает рано» с возмущениями He is always leaving a ton of litter behind!. «Он всегда оставляет после себя тонну мусора!».
Конечно, чаще так выражают негативные эмоции:
• He’s always losing his keys!
Он всегда теряет свои ключи!
(что означает «очень часто»)
Но могут быть и позитивные эмоции:
• He’s always giving me presents!
Он всегда дарит мне подарки!
Как вы понимаете, в этом контексте «всегда» означает «часто» или «чаще, чем обычно».
• She is always smiling!
Она всегда улыбается!
(что означает «чаще, чем обычно это делают другие»)
• She is always grumbling!
Вечно она ворчит!
• Whenever I see her, she is always reading!
Когда бы я её ни увидел, она всё время читает!
(т. е. чаще, чем обычно это делают другие)
Как вы знаете, в английском языке много исключений. В нашем случае исключения – это глаголы состояния (чувственного восприятия и умственной активности), которые не используются в форме continuous. Ещё их называют статическими глаголами. Поразмышляйте над ними немножко и вы поймёте, что их сложно «представить в действии», они сами по себе длящиеся, в них уже содержится континуальность, они передают не движение, а состояние. He is running. - Он бежит. Довольно просто представить динамическую картинку. He remembers it. Он помнит это. Процесс памятования невозможно представить.
• I see you now well.
Я вижу тебя сейчас хорошо.
• I want to buy some apple now.
Я хочу сейчас купить яблоки.
Таблица глаголов состояния
эмоции |
love, hate |
любить, ненавидеть |
умственная деятельность |
remember, understand, think |
помнить, понимать, думать |
желания |
want, need |
хотеть, нуждаться |
восприятия |
hear, see |
слышать, видеть |
внешность |
seem |
кажется |
обладание |
have, own |
иметь, обладать |
Здесь мы хотим предвосхитить злорадный возглас: «A вот и не так! Я не раз видел подобные глаголы в “континиусной” форме! Вот сходите в Макдональдс и увидите: «I am loving MacDonald’s» или «I am seeing Masha tonight».
Мы-то в Макдональдс как раз не пойдём. Предпочитаем правильное питание и вообще здоровый образ жизни. Что касается I am seeing Masha, то глагол see в продолженной «континиусной» форме уже перестает быть глаголом see как таковым, он начинает означать meet – встречать. Таким образом, I am seeing Masha tonight означает: «Я встречаюсь с Машей сегодня вечером». А если вы уберёте слово tonight, то это будет значить, что вы ходите на свидания с Машей вообще, регулярно. Представляете, если, увидев Джона в весёлой компании американцев, вы скажете: I am seeing John – «Я хожу на свидания с Джоном» вместо I see John – «Я вижу Джона». Вот будет забавно. Хотя сейчас может быть и нет.
Что касается I am loving MacDonald’s, то «континиусная» структура здесь показывает оценочное усиление, как мы уже говорили, эмоциональность. Это означает, что я очень, очень, очень люблю Макдональдс, правда, в данный момент. Это всплеск ваших эмоций после бигмака и капучино. Вы можете выражать свои эмоции подобным образом по поводу разных ситуаций, но так недопустимо говорить о человеке.
Обратите внимание как меняется перевод глаголов состояния, когда они используются в Present Continuous.
• I am seeing Julia.
Я встречаюсь с Юлей
(глагол see перестаёт переводиться как видеть, а превращается в date - ходить на свидание)
• We are having a party.
У нас сейчас вечеринка.
(глагол have перестаёт переводиться как иметь (обладать), а превращается в проводить)
• I am thinking of going to Moscow.
Я думаю поехать в Москву.
(глагол think перестаёт переводиться как думать (мнение), а превращается в намерение)
Сравните:
• I think that it is a great idea.
Я думаю, что это отличная идея.
(здесь глагол think означает мнение)
• We are having a party.
У нас сейчас вечеринка.
(глагол have перестаёт переводиться как иметь (обладать), а превращается в проводить)
• I am understanding physics much better now when Mr. Brown is teaching us.
Я понимаю (начинаю понимать) физику гораздо лучше сейчас, когда м-р Браун обучает нас.
(глагол описывает изменение)
Из всего вышесказанного мы делаем вывод, что существует иерархия правил. Есть общие правила и есть подправила.
Вот ещё несколько примеров на Present Continuous:
• Now I know what you are talking about.
Now I am knowing what you are talking about.
Сейчас я знаю, о чём ты говоришь.
• I can see those guys there now.
Я сейчас вижу там тех парней.
(букв.: «Я могу видеть тех парней там сейчас»)
• I can't hear anything when you are listening to music.
Я не могу ничего слышать, когда ты слушаешь музыку.
А вот ещё одно правило, о котором мы не упомянули ранее. Формой Continuous можно передавать будущие спланированные события. Подумайте о классическом Continuous – это действие, происходящее в настоящий момент "I am doing my homework. Я делаю свою домашнюю работу". Но если вы добавите "tonight - сегодня вечером", то это будет означать спланированное будущее время и переводиться как "Я делаю домашнюю работу сегодня вечером." Мы ведь на русском тоже часто говорим "Я встречаю друга завтра днём". "Я лечу в Москву через неделю" и т.д.
• I am leaving on Sunday.
Я уезжаю в воскресенье.
(я полностью всё спланировал)
• What are you doing tonight?
Что ты делаешь сегодня вечером?
(что ты спланировал делать сегодня вечером)
Сontinuous НЕ употребляется с «точными периодами».
I am reading a book – я читаю книгу. Естественно, чтение книги занимает какой-то период, но если он чётко не обозначен, например, for 3 weeks – в течение трех недель, то в английском он не считается периодом. Как только мы добавили к предложению for 3 weeks, то обязательно должны изменить само предложение и передать этот смысл конструкцией I’ve been reading the book for 3 weeks – я читаю (эту) книгу в течение трёх недель. Здесь мы используем Present Perfect Continuous, с которым разберёмся позже. С точки зрения логики русского языка это может звучать странно, но это так.
Видим скептический взгляд: дескать, вот тут я Вас и поймал, господин учитель! «Вчера смотрел фильм на английском и один из актеров говорил: «I am sitting here already for 5 minutes»– «Я сижу здесь уже в течение 5 минут». Что Вы на это скажете?»
Сказать можем только одно – это очень правильно, что вы смотрите фильмы на английском языке. Но есть такое явление, как разговорная речь, и она может отклоняться от правил. Некоторые конструкции могут быть использованы в разговорной речи, а некоторые – нет. Часто сценаристы делают ошибки специально, чтобы подчеркнуть безграмотность героев, которых они создают. Посмотрите Shrek и обратите внимание на то, как говорит осёл. Он не заморачивается использовать does для 3-го лица, у него по 2 отрицания в предложении и т.д.
Мы бы не советовали применять этот опыт в решении тестов. За использование таких конструкций вы получите «двойку» и потом будете долго объяснять своей учительнице английского и родителям, что некий Джон из Техаса говорил именно так.
Вопросы в Present Continuous образуются с помощью вспомогательного глагола to be, который в зависимости от местоимения I, HE, SHE, IT, WE, YOU, THEY и времени превращается в (is, am, are, was, were) и ставится на первое место. Для наглядности воспользуйтесь таблицей, которая работает с прилагательными, местом, временем (прилагательная таблица).
• Are you running now?
Ты сейчас бежишь?
• Is she eating now?
Она сейчас ест?
• Are they playing football?
Они играют (сейчас в футбол)?
Вопросительных слов (what, where, why и т.д.) в английском языке недостаточно для формирования вопроса. Если вы просто поставите вопросительное слово преред предложением, оно не сделает его вопросительным, как например, в русском языке. Вопрос образуется только с помощью вспомогательного глагола: to be, to have, to do. Поэтому, вопросительное слово просто ставится перед вспомогательным глаголом и уточняет вопрос.
Вопросительные слова в Present Simple
where | где |
when | когда |
why | почему |
which | который |
who | кто |
• Where are you going?
Куда ты идёшь?
• What are you eating?
Что ты ешь?
• Which book are you reading?
Какую книгу ты (сейчас) читаешь?
Who are you calling?
Кому (сейчас) ты звонишь?
или
Whom are you calling?
Кому (сейчас) ты звонишь?
Отрицательные предложения формируются с помощью вспомогательного глагола to be и отрицательной частицы not, которая ставится после вспомогательного глагола.
• I am not running now. I'm not running now.
Я сейчас не бегу.
• She is not eating now. She isn't eating now.
Она сейчас не бежит.
• They are not playing football. They aren't playing football.
Они (сейчас) не играют в футбол.
Для наглядности попробуем свести в табличку вопрос и два вида ответов: положительный и отрицательный:
ВОПРОС, Положительный ответ, Отрицательный ответ
Вопрос |
Положительный ответ |
Отрицательный ответ |
Are you dringking tea? |
Yes, I am. |
No, I am not. |
Are they playing football? |
Yes, they are. |
No, they are not / aren't |
Is she running now? |
Yes, she is. |
No, she is not / isn't |
Present Simple | Present Continuous |
Регулярность действий. I go to school every day. Я хожу в школу каждый день. (регулярно)
|
Действие в настоящий момент. I am going to school now. Я сейчас иду в школу. (в настоящий момент)
|
Постоянная ситуация. I live in London. Я живу в Лондоне. (проживаю постоянно) |
Временная ситуация. I am living in London. Я живу в Лондоне. (временно проживаю) |
Привычки, хобби She plays the guitar. Она играет на гитаре. (её хобби)
|
Раздражающий привычки She is always playing the guitar when I go to sleep! Она всегда играет на гитаре, когда я иду спать! (меня это раздражает) |
Действие по расписанию The bus leaves at 5. Автобус отходит в 5. (расписание)
|
Планы на будущее John is leaving tomorrow at 5. Джон уезжает завтра в 5. (спланированное действие)
|
• She is reading books every day.
• She reads books every day.
Она читает книги каждый день.
(регулярное действие)
• She cooks now.
• She is cooking now.
Она сейчас готовит.
(действие происходит в данный момент)
• What she is doing?
• What is she doing?
Что она делает?
(вопросительного слова недостаточно для формирования вопроса)
1. I’m having lunch now.– Я сейчас обедаю. (в текущий момент) (2.3)
2. I’m living with some friends until I find an apartment. Я живу с друзьями, пока (я) не найду квартиру. (временно проживаю) (2.4)
3. The population of the world is growing. Население в мире растет. (изменение, развитие) (2.5)
4. So, we are having a party. A lot of people come. John comes with his friend Steve, they tell us a lot of interesting news. Итак, у нас вечеринка. Приходит много людей. Джон приходит со своим другом Стивом, они рассказывают нам много интересных новостей. (background, фоновое действие) (2.6)
5. He's doing squats. – Он приседает. (неопределённое количество повторений в промежуток времени) (2.7)
6. You are always losing your keys!- Ты всегда теряешь ключи! (эмоции) (2.8)
7. I see you now well. Я вижу тебя сейчас. I am seeing Juliya. Я хожу на свидание с Юлей. (глаголы состояния) (2.9)
8. I am meeting John tonight. – Я встречаюсь с Джоном сегодня вечером. (спланированное будущее) (2.10)
9. Are you running now? Ты сейчас бежишь? (вопрос) (2.11)
10. She is not eating now. She isn't eating now. Она сейчас не бежит. (отрицание) (2.12)
11. I go to school every day. Я хожу в школу каждый день. I am going to school now. Я сейчас иду в школу. (ставнение Present Simple и Present Continuous) (2.13)
12. She is reading books every day. She reads books every day. Она читает книги каждый день. (стандартные ошибки) (2.14)
Прочитайте предложение и дайте свой ответ. Нажмите на + (слайдер) - развернется текст с правильным ответом, проверьте себя. Очень рекомендуем распечатать pdf-файл и потренироваться, отвечая на вопросы вручную. Это разовьет ваши навыки письма. Вы также можете pаспечатать pdf-файл с ответами или просто открыть слайдер и сверить свои ответы с правильными. Текст озвучен, рекомендуем вам его прослушать. Так задействуется и развивается восприятие английской речи на слух.
1. Water ........ at 100 degrees Celsius. (boil)
2. The water ....... . Can you turn it off? (boil)
3. Look! That man ....... to open the door of your car. (try)
4. Can you hear those people? What ....... they ....... about? (talk)
5. The moon ....... round the earth. (go)
6. I must go now. It ........ late. (get)
7. I usually ........ to work by car. (go)
8. ‘Hurry up! It’s getting time to leave.’ ‘OK, I ........ .’ (come)
9. I hear you’ve got a new job. How ........ it ........ ? (go)
Ответы:
Igor Shavkunov
Автор проекта Your-Teachers.ru Профессиональный преподаватель английского языка - классического и разговорного. Автор множества статей об эффективных методиках, помогающих быстро выучить английский язык.