Причастия в английском: Полный гид по -ing и -ed формам
На этой странице вы найдёте подробный разбор английских причастий: Present Participle (-ing форма) и Past Participle (-ed форма). Мы объясним, как и когда использовать каждую форму, разберём правила, исключения и типичные ошибки.
К каждому разделу прилагаются PDF-файлы для распечатки и практики, а также аудиофайлы в формате MP3 для тренировки восприятия английской речи на слух.
Содержание:
1. Что такое причастие?
2. Participle I – Действительное причастие
3. Participle II – Страдательное причастие
4. Причастие как определение
5. Причастие как обстоятельство времени
6. Причастные обороты в английском языке
7. Особые формы в причастных оборотах: Having / Being
8. А разве это не Gerund?
9. Различие между причастием и герундием
10. Общие ошибки при использовании причастий
👉 Что такое причастие?
👉 Причастие (Participle) - это форма глагола, которая обладает свойствами глагола, наречия и прилагательного.
🔹 Participle I (действительное причастие) — образуется добавлением -ing к глаголу и описывает действие, выполняемое субъектом (на русский часто переводится как причастие на «-щий», «-ющий», «-ящий»).
🔹 Participle II (страдательное причастие) — обычно совпадает с формой глагола в Past Participle и описывает действие, совершённое над субъектом (на русский часто переводится как «-нный», «-тый» и т.п.).
✅
Примеры: •
The falling leaves – Падающие листья
•
A given answer – Данный ответ
•
The living city – Живущий город
•
A lived experience – Прожитый опыт
| Глагол |
Перевод |
Participle I |
Перевод |
Participle II |
Перевод |
| fall |
падать |
falling |
падающий |
fallen |
упавший |
| give |
давать |
giving |
дающий |
given |
данный |
| live |
жить |
living |
живущий |
lived |
прожитый |
👉 Participle I – Действительное причастие
👉 Действительное причастие (Participle I) в английском языке образуется путём прибавления окончания -ing к глаголу.
Оно используется для описания действия, которое выполняется тем, о ком/о чём идёт речь — то есть действие исходит от самого предмета.
✅
Примеры: •
I can see a boy standing at the bus stop. – Я вижу мальчика,
стоящего на автобусной остановке.
•
It’s crazy to call him thinking that he might help. – Это сумасшествие звонить ему,
думая, что он может помочь.
•
The students sitting near the window are my friends. – Студенты,
сидящие у окна, — мои друзья.
•
Look at the children playing in the yard. – Посмотри на детей,
играющих во дворе.
📌 Как вы видите, в этих примерах действия совершают сами предметы (мальчик стоит, кто-то думает, студенты сидят, дети играют). Именно поэтому такие причастия называются действительными.
👉 Participle II – Страдательное причастие
👉 Страдательное причастие (Participle II) в английском языке образуется путём прибавления окончания -ed к правильному глаголу или используется третья форма неправильного глагола (из «третьего столбика»).
🔹 Оно описывает предмет, который испытывает действие на себе — то есть как бы «страдает» от него.
✅
Примеры: •
The car repaired by my friend looked cool. – Машина,
отремонтированная моим другом, выглядела клёво.
•
I found those broken toys at my dacha. – Я нашёл те
поломанные игрушки на даче.
•
My car is broken. – Моя машина
сломана.
•
She looked excited. – Она выглядела
взволнованной.
📌 Как видите, Participle II показывает, что действие направлено на предмет. В русском языке такие формы часто переводятся как страдательные причастия, прилагательные или даже наречия — в зависимости от контекста.
👉 Причастие как определение
👉 Причастие может выполнять роль определения к существительному — то есть описывать его, как прилагательное. Такое причастие может стоять перед существительным или после него.
✅
Примеры: •
Liza took the broken phone and went away. – Лиза взяла
сломанный телефон и ушла.
•
Liza took the phone broken by Kolya and went away. – Лиза взяла телефон,
сломанный Колей, и ушла.
•
I saw a crying baby near the store. – Я увидел
плачущего младенца возле магазина.
•
The baby crying near the store was hungry. – Младенец,
плачущий возле магазина, был голоден.
📌 Причастие как определение может стоять и до существительного (как обычное прилагательное), и после него, особенно если оно сопровождается пояснением или дополнением.
👉 Причастие как обстоятельство времени
👉 Причастие может использоваться как обстоятельство времени или причины. В этом случае оно отвечает на вопросы когда? или почему? и поясняет, при каких условиях произошло основное действие.
✅
Примеры: •
When hit by a car, he fell down unconscious on the street. – Когда его
ударила машина, он упал на улице без сознания.
•
Hit by a car, he fell down unconscious on the street. –
Так как его ударила машина, он упал на улице без сознания.
•
Walking to school, she listened to music. –
Идя в школу, она слушала музыку.
•
Finished with his homework, he went out to play. –
Закончив домашнюю работу, он пошёл играть.
📌 Такое причастие даёт дополнительную информацию о времени или причине основного действия, и часто ставится в начале предложения, выделяясь интонацией или запятой.
👉 Причастные обороты в английском языке
👉 Причастные обороты (Participial Phrases) состоят из причастия и связанных с ним слов, выполняя в предложении функции определения, обстоятельства или дополнения.
✅
Примеры: •
The student, reading a book, didn't notice the teacher enter. – Студент,
читающий книгу, не заметил, как вошел учитель.
•
Having finished his homework, he went out to play. –
Закончив домашнюю работу, он пошел играть.
•
Being tired, she decided to rest. –
Будучи уставшей, она решила отдохнуть.
•
The book written by the author became a bestseller. – Книга,
написанная автором, стала бестселлером.
📌 Причастные обороты помогают сделать речь более лаконичной и выразительной, позволяя объединить две идеи в одном предложении.
👉 Особые формы в причастных оборотах: Having / Being
👉 В причастных оборотах используются специальные конструкции, которые помогают выразить сложные идеи лаконично:
- 🔹 Having + Participle II – перфектная форма причастия, указывает на предшествующее действие.
- 🔹 Being + прилагательное или Participle II – пассивная или описательная форма, часто означает состояние или причину.
✅
Примеры: •
Having finished his homework, he went out to play. –
Закончив домашнюю работу, он пошёл играть.
•
Having been warned about the storm, they stayed home. –
Будучи предупреждёнными о шторме, они остались дома.
•
Being tired, she decided to rest. –
Будучи уставшей, она решила отдохнуть.
•
Being a doctor, he knew what to do. –
Будучи врачом, он знал, что делать.
📌 Эти формы часто используются в письменной речи и официальных текстах. Having + V3 подчёркивает, что одно действие завершилось перед другим. Being помогает описать состояние, роль или причину.
👉 А разве это не Gerund?
👉 Gerund и Participle I действительно выглядят одинаково, потому что обе формы оканчиваются на -ing. Но их значение отличается:
• Gerund ближе по смыслу к существительному (отвечает на вопрос «что?»).
• Participle I ближе к прилагательному (описывает предмет, указывает на действие).
✅
Примеры: •
The man waiting at the stop is my friend. – Человек,
ожидающий на остановке, является моим другом.
(Participle I) •
The kids playing outside are very noisy. – Дети,
играющие на улице, очень шумные.
(Participle I) •
Waiting at bus stops kills a lot of time. –
Ожидание на остановках убивает много времени.
(Gerund) •
Reading helps you relax. –
Чтение помогает расслабиться.
(Gerund)
📌 Обе формы заканчиваются на -ing, но выполняют разные грамматические функции. Gerund — это действие, отвечающее на вопрос что?, а Participle I — действие, описывающее кого-то или что-то.
👉 Различие между причастием и герундием
👉 Несмотря на одинаковое окончание -ing, герундий и причастие выполняют разные функции в предложении. Герундий используется как существительное, а причастие — как прилагательное.
✅
Примеры: •
Swimming is my favorite activity. –
Плавание — мое любимое занятие.
(герундий) •
The child swimming in the pool is my brother. – Ребенок,
плавающий в бассейне, — мой брат.
(причастие) •
Reading before bed helps me sleep. –
Чтение перед сном помогает мне заснуть.
(герундий) •
The girl reading a book is my sister. – Девочка,
читающая книгу, — моя сестра.
(причастие)
📌 Герундий отвечает на вопрос «что?» (плавание, чтение), а причастие — «какой? кто что делает?» (плавающий, читающая).
✅
Примеры: •
Swimming is my favorite activity. –
Плавание — мое любимое занятие.
(герундий) •
The child swimming in the pool is my brother. – Ребенок,
плавающий в бассейне, — мой брат.
(причастие)
📌 Важно различать эти формы, чтобы правильно строить предложения и передавать нужный смысл.
👉 Общие ошибки при использовании причастий
👉 При изучении причастий учащиеся часто допускают ошибки. Рассмотрим некоторые из них и способы их избежать.
✅ Ошибка 1: Неправильное использование времени причастия.
• Неверно: Having eat dinner, we went for a walk.
• Верно: Having eaten dinner, we went for a walk. – Поев ужин, мы пошли на прогулку.
✅ Ошибка 2: Неправильное согласование подлежащего и причастия.
• Неверно: Walking in the park, the weather was nice.
• Верно: Walking in the park, I noticed the nice weather. – Гуляя в парке, я заметил хорошую погоду.
📌 Чтобы избежать подобных ошибок, важно внимательно относиться к форме причастия и его связи с другими частями предложения.
🔹 Ошибка в согласовании подлежащего и причастия.
👉 Если причастный оборот стоит в начале предложения, то подлежащее главного предложения должно быть тем, кто совершает действие в обороте.
В противном случае возникает логическая ошибка — будто бы действие совершает другой субъект (например, «погода гуляет»).
✅ Ошибка 2: Неправильное согласование подлежащего и причастия.
• ❌ Walking in the park, the weather was nice. (в главном предложении должно быть подлежащее, которое совершает действие в обороте)
• ✅ Walking in the park, I noticed the nice weather. – Гуляя в парке, я заметил хорошую погоду.
📌 Следите, чтобы после причастного оборота всегда шло логически корректное подлежащее — то, кто выполняет действие, указанное в обороте.