[Shack Forms] Init failed

Причастия в английском: Полный гид по -ing и -ed формам

На этой странице вы найдёте подробный разбор английских причастий: Present Participle (-ing форма) и Past Participle (-ed форма). Мы объясним, как и когда использовать каждую форму, разберём правила, исключения и типичные ошибки.

К каждому разделу прилагаются PDF-файлы для распечатки и практики, а также аудиофайлы в формате MP3 для тренировки восприятия английской речи на слух.

Содержание:

 

1. Что такое причастие?
2. Participle I – Действительное причастие
3. Participle II – Страдательное причастие
4. Причастие как определение
5. Причастие как обстоятельство времени
6. Причастные обороты в английском языке
7. Особые формы в причастных оборотах: Having / Being
8. А разве это не Gerund?
9. Различие между причастием и герундием
10. Общие ошибки при использовании причастий

 

👉 Что такое причастие?

👉 Причастие (Participle) - это форма глагола, которая обладает свойствами глагола, наречия и прилагательного.

 

  • 🔹 Participle I (действительное причастие) — образуется добавлением -ing к глаголу и описывает действие, выполняемое субъектом (на русский часто переводится как причастие на «-щий», «-ющий», «-ящий»).
  •  

  • 🔹 Participle II (страдательное причастие) — обычно совпадает с формой глагола в Past Participle и описывает действие, совершённое над субъектом (на русский часто переводится как «-нный», «-тый» и т.п.).
  •  

    Примеры:
    The falling leaves – Падающие листья
    A given answer – Данный ответ
    The living city – Живущий город
    A lived experience – Прожитый опыт
    Глагол Перевод Participle I Перевод Participle II Перевод
    fall падать falling падающий fallen упавший
    give давать giving дающий given данный
    live жить living живущий lived прожитый

     

    👉 Participle I – Действительное причастие

    👉 Действительное причастие (Participle I) в английском языке образуется путём прибавления окончания -ing к глаголу.

    Оно используется для описания действия, которое выполняется тем, о ком/о чём идёт речь — то есть действие исходит от самого предмета.

     

    Примеры:
    I can see a boy standing at the bus stop. – Я вижу мальчика, стоящего на автобусной остановке.
    It’s crazy to call him thinking that he might help. – Это сумасшествие звонить ему, думая, что он может помочь.
    The students sitting near the window are my friends. – Студенты, сидящие у окна, — мои друзья.
    Look at the children playing in the yard. – Посмотри на детей, играющих во дворе.

     

    📌 Как вы видите, в этих примерах действия совершают сами предметы (мальчик стоит, кто-то думает, студенты сидят, дети играют). Именно поэтому такие причастия называются действительными.

     

    👉 Participle II – Страдательное причастие

    👉 Страдательное причастие (Participle II) в английском языке образуется путём прибавления окончания -ed к правильному глаголу или используется третья форма неправильного глагола (из «третьего столбика»).

     

    🔹 Оно описывает предмет, который испытывает действие на себе — то есть как бы «страдает» от него.

     

    Примеры:
    The car repaired by my friend looked cool. – Машина, отремонтированная моим другом, выглядела клёво.
    I found those broken toys at my dacha. – Я нашёл те поломанные игрушки на даче.
    My car is broken. – Моя машина сломана.
    She looked excited. – Она выглядела взволнованной.

     

    📌 Как видите, Participle II показывает, что действие направлено на предмет. В русском языке такие формы часто переводятся как страдательные причастия, прилагательные или даже наречия — в зависимости от контекста.

     

    👉 Причастие как определение

    👉 Причастие может выполнять роль определения к существительному — то есть описывать его, как прилагательное. Такое причастие может стоять перед существительным или после него.

     

    Примеры:
    Liza took the broken phone and went away. – Лиза взяла сломанный телефон и ушла.
    Liza took the phone broken by Kolya and went away. – Лиза взяла телефон, сломанный Колей, и ушла.
    I saw a crying baby near the store. – Я увидел плачущего младенца возле магазина.
    The baby crying near the store was hungry. – Младенец, плачущий возле магазина, был голоден.

     

    📌 Причастие как определение может стоять и до существительного (как обычное прилагательное), и после него, особенно если оно сопровождается пояснением или дополнением.

     

    👉 Причастие как обстоятельство времени

    👉 Причастие может использоваться как обстоятельство времени или причины. В этом случае оно отвечает на вопросы когда? или почему? и поясняет, при каких условиях произошло основное действие.

     

    Примеры:
    When hit by a car, he fell down unconscious on the street. – Когда его ударила машина, он упал на улице без сознания.
    Hit by a car, he fell down unconscious on the street.Так как его ударила машина, он упал на улице без сознания.
    Walking to school, she listened to music.Идя в школу, она слушала музыку.
    Finished with his homework, he went out to play.Закончив домашнюю работу, он пошёл играть.

     

    📌 Такое причастие даёт дополнительную информацию о времени или причине основного действия, и часто ставится в начале предложения, выделяясь интонацией или запятой.

     

    👉 Причастные обороты в английском языке

    👉 Причастные обороты (Participial Phrases) состоят из причастия и связанных с ним слов, выполняя в предложении функции определения, обстоятельства или дополнения.

     

    Примеры:
    The student, reading a book, didn't notice the teacher enter. – Студент, читающий книгу, не заметил, как вошел учитель.
    Having finished his homework, he went out to play.Закончив домашнюю работу, он пошел играть.
    Being tired, she decided to rest.Будучи уставшей, она решила отдохнуть.
    The book written by the author became a bestseller. – Книга, написанная автором, стала бестселлером.

     

    📌 Причастные обороты помогают сделать речь более лаконичной и выразительной, позволяя объединить две идеи в одном предложении. 

     

    👉 Особые формы в причастных оборотах: Having / Being

    👉 В причастных оборотах используются специальные конструкции, которые помогают выразить сложные идеи лаконично:

    • 🔹 Having + Participle IIперфектная форма причастия, указывает на предшествующее действие.
    • 🔹 Being + прилагательное или Participle IIпассивная или описательная форма, часто означает состояние или причину.

     

    Примеры:
    Having finished his homework, he went out to play.Закончив домашнюю работу, он пошёл играть.
    Having been warned about the storm, they stayed home.Будучи предупреждёнными о шторме, они остались дома.
    Being tired, she decided to rest.Будучи уставшей, она решила отдохнуть.
    Being a doctor, he knew what to do.Будучи врачом, он знал, что делать.

     

    📌 Эти формы часто используются в письменной речи и официальных текстах. Having + V3 подчёркивает, что одно действие завершилось перед другим. Being помогает описать состояние, роль или причину.

    👉 А разве это не Gerund?

    👉 Gerund и Participle I действительно выглядят одинаково, потому что обе формы оканчиваются на -ing. Но их значение отличается:

    Gerund ближе по смыслу к существительному (отвечает на вопрос «что?»).
    Participle I ближе к прилагательному (описывает предмет, указывает на действие).

     

    Примеры:
    The man waiting at the stop is my friend. – Человек, ожидающий на остановке, является моим другом. (Participle I)
    The kids playing outside are very noisy. – Дети, играющие на улице, очень шумные. (Participle I)
    Waiting at bus stops kills a lot of time.Ожидание на остановках убивает много времени. (Gerund)
    Reading helps you relax.Чтение помогает расслабиться. (Gerund)

     

    📌 Обе формы заканчиваются на -ing, но выполняют разные грамматические функции. Gerund — это действие, отвечающее на вопрос что?, а Participle I — действие, описывающее кого-то или что-то.

     

     

    👉 Различие между причастием и герундием

    👉 Несмотря на одинаковое окончание -ing, герундий и причастие выполняют разные функции в предложении. Герундий используется как существительное, а причастие — как прилагательное.

     

    Примеры:
    Swimming is my favorite activity.Плавание — мое любимое занятие. (герундий)
    The child swimming in the pool is my brother. – Ребенок, плавающий в бассейне, — мой брат. (причастие)
    Reading before bed helps me sleep.Чтение перед сном помогает мне заснуть. (герундий)
    The girl reading a book is my sister. – Девочка, читающая книгу, — моя сестра. (причастие)

     

    📌 Герундий отвечает на вопрос «что?» (плавание, чтение), а причастие — «какой? кто что делает?» (плавающий, читающая).

    Примеры:
    Swimming is my favorite activity.Плавание — мое любимое занятие. (герундий)
    The child swimming in the pool is my brother. – Ребенок, плавающий в бассейне, — мой брат.  (причастие)

     

    📌 Важно различать эти формы, чтобы правильно строить предложения и передавать нужный смысл.

     

    👉 Общие ошибки при использовании причастий

    👉 При изучении причастий учащиеся часто допускают ошибки. Рассмотрим некоторые из них и способы их избежать.

     

    Ошибка 1: Неправильное использование времени причастия.
    • Неверно: Having eat dinner, we went for a walk.
    • Верно: Having eaten dinner, we went for a walk.Поев ужин, мы пошли на прогулку.

     

    Ошибка 2: Неправильное согласование подлежащего и причастия.
    • Неверно: Walking in the park, the weather was nice.
    • Верно: Walking in the park, I noticed the nice weather.Гуляя в парке, я заметил хорошую погоду.

     

    📌 Чтобы избежать подобных ошибок, важно внимательно относиться к форме причастия и его связи с другими частями предложения.

     

    🔹 Ошибка в согласовании подлежащего и причастия.

     

    👉 Если причастный оборот стоит в начале предложения, то подлежащее главного предложения должно быть тем, кто совершает действие в обороте.
    В противном случае возникает логическая ошибка — будто бы действие совершает другой субъект (например, «погода гуляет»).

     

    Ошибка 2: Неправильное согласование подлежащего и причастия.

     

    • ❌ Walking in the park, the weather was nice. (в главном предложении должно быть подлежащее, которое совершает действие в обороте)
    • ✅ Walking in the park, I noticed the nice weather.Гуляя в парке, я заметил хорошую погоду.

     

    📌 Следите, чтобы после причастного оборота всегда шло логически корректное подлежащее — то, кто выполняет действие, указанное в обороте.

     

    Таблица с закругленными углами