Задать вопрос

ponimaem-anglijskuyu-grammatiku-2015-igor-shavkunov

 

 

Present Continuous (настоящее длительное время) - это время, которое показывает действие в настоящий момент. Это также спланированное действие в будущем. Оно может показывать временность ситуации или выражать имоции

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Особенности использования PRESENT CONTINUOUS

2. Длительность в данный момент, сейчас (2.1)

3. Временность ситуации. Вокруг настоящего (2.2)

4. Background (фоновое действие) (2.3)

5. Неопределенное количество действий (2.4)

6. Эмоции (2.5)

7. Глаголы чувственного восприятия и умственной активности (2.6)

8. Глаголы чувственного восприятия и умственной активности в Continuous (2.7)

9. Изменения и развитие (2.8)

10. Спланированное будущее (2.9)

11. Итак, подведем итоги:

 

 

Особенности использования PRESENT CONTINUOUS

Это Present Continuous переводится как "простое длительное" и образуется по формуле:

 

(to be) + (глагол + ing)

 

А что такое to be?

 

Это – вспомогательный глагол, который в зависимости от местоимения (я, он, она, они и т. д.) принимает различные формы (am, is, are, was, were). Для наглядности воспользуйтесь таблицей вспомогательного глагола to be.

 

 

Длительность в данный момент, сейчас (2.1)

Несложно догадаться, что если оно называется длительным, то значит, действие длится. Длится оно может в настоящем, прошедшем и будущем. Сейчас мы поговорим о времени, которое происходит в данный момент (2.1).

 

• I am reading a book now.

Я читаю книгу сейчас.

 

Сontinuous  –  один  из  наших  модулей. Это  принцип, с которым надо разобраться. Дальше мы будем встречаться и  с Past Continuous (прошедшим длительным) и с Future Continuous (будущим длительным) и везде Continuous будет работать по одному и тому же принципу.

 

 

Временность ситуации. Вокруг настоящего (2.2)

Принцип таков: Continuous – это врéменное явление, причём небольшой промежуток времени. Если речь идёт настоящем, то действие происходит в данный момент, или вокруг данного момента (2.2). Чтобы показать временность процесса, это время часто используется с такими словами:

 

   Табл. 2

nowadays

в наше время, в наши дни

this month

в этом месяце

these days

в эти дни, в наши дни

this year

в этом году

at the moment

в данный момент, сейчас

at present

в настоящее время,

в данное время

currently

теперь, в настоящее время, в настоящий момент

 

• I’m living with some friends until I find an apartment. 

Я живу с друзьями, пока (я) не найду квартиру. 

(говорящий показывает временность ситуации)

 

Сравните с Present Simple:

 

• My parents live in Boston. They have lived there all their lives.

Мои родители живут в Бостоне. Они прожили там всю свою жизнь. 

(общее утверждение)

 

Видите разницу? В первом случае говорящий имеет в виду, что ситуация временная: «I’living with some friends…», а во втором: «My parents live in Boston.» – он говорит о постоянной ситуации (вообще).

 

 

Background (фоновое действие) (2.3)

Continuous можетиспользоваться как background (фоновое действие) (2.3) Во время этого более продолжительного действия происходит одно или ряд других, более коротких, действий. Оно очень удобно для рассказа историй, причём события в прошлом могут передаваться настоящим (см. также (1.2).

 

Например, вы подходите к другу и рассказываете, что произошло вчера:

 

• So, we are having a party. A lot of people come. John  comes with his friend Steve, they tell us a lot of interesting news.

Итак, у нас вечеринка. Приходит много людей. Джон приходит со своим другом Стивом, они рассказывают нам много интересных новостей.

 

Или вот ещё:

 

• So, she goes up to this man and looks straight into his eyes. She'carrying a bag full of presents.

Итак, она подходит к этому человеку и смотрит ему прямо в глаза. Она несет сумку, полную подарков.

(фоновое действие)

 

 

Неопределенное количество действий (2.4)

Continuous может также говорить о неопределенном количестве действий, происходящих в неуточненный промежуток времени (2.4).

Это скорее производная от общего правила, чем отдельное правило. She’s jumping – она прыгает (сейчас 2.1). Такое объяснение поможет лучше понять суть этой временной конструкции, особенно когда мы будем говорить о её формах в прошлом.

Данный принцип можно использовать также в будущем или прошедшем длительном времени – Future Continuous или Past Continuous, но для будущего или прошлого, действие надо будет ограничить каким-то условием или действием. 

 

• He'doing squats.

Он приседает.

 

 

Эмоции (2.5)

Continuous работает и в сфере эмоций (2.5).  Если вам необходимо выразить что-то эмоциональное, свое личное отношение или дать оценочное суждение, смело используйте структуру Continuous. Обычно, эти эмоции сопровождаются следующими словами:

 

Табл. 3

always

всегда

constantly

постоянно

 

Чаще так выражают негативные эмоции:

 

• He’always losing his keys!

Он всегда теряет свои ключи!

 

Но могут быть и позитивные эмоции:

 

• He’always giving me presents!

Он всегда дарит мне подарки!

 

Как вы понимаете, это не всегда «всегда», это просто означает «часто» или «чаще, чем обычно».

 

• She is always smiling!

Она всегда улыбается!

 

• She is always grumbling!

Вечно она ворчит!

 

Не следует понимать выражения буквально. Она не может постоянно ворчать. Хотя кто-то, возможно, нам возразит: «Да вы не знаете мою жену (или подружку)». Хорошо, будем надеяться, что ваш случай является исключением.

 

Мы говорим о том случае, когда человек делает это слишком часто:

 

• Whenever I see her, she is always reading!

Когда бы я её ни увидел, она всё время читает!

(т. е. чаще, чем обычно это делают другие)

 

• He is always losing his keys!

Он всегда теряет свои ключи!

(что означает «очень часто»)

 

 

Глаголы чувственного восприятия и умственной активности (2.6)

Как вы знаете, в английском языке много исключений.  В  нашем  случае  исключения  –  это  глаголы чувственного восприятия и умственной активности, которые не ставятся в форму continuous (2.6).

Поразмышляйте над ними немножко и вы поймёте, что их сложно «растянуть», они сами по себе длящиеся, в них уже содержится континуальность.

 

 Табл. 4

Emotions (lovehate)

эмоции (любить, ненавидеть)

Mental activity (rememberunderstandthink)

умственная деятельность

(помнить, понимать, думать)

Wants (need, want)

желания (нуждаться, хотеть)

Perceptions (hearsee)

восприятия (слышать, видеть)

Appearance (seem)

впечатление (казаться)

Possession (haveown)

обладание (иметь, владеть)

 

 

Глаголы чувственного восприятия и умственной активности в continuous (2.7)

  Здесь мы хотим предвосхитить злорадный возглас: «A вот и не так! Я не раз видел подобные глаголы в “континиусной” форме! Вот сходите в Макдональдс и увидите: «am loving MacDonalds» или «am seeing Masha tonight».

 

Мы-то в Макдональдс как раз не пойдём. Предпочитаем правильное питание и вообще здоровый образ жизни.Что касается I am seeing Masha, то глагол see в продолженной «континиусной» форме уже перестает быть глаголом see как таковым, он начинает означать meet – встречать. Таким образом, I am seeing Masha tonight означает: «Я встречаюсь с Машей сегодня вечером». А если вы уберёте слово tonight,то это будет значить, что вы ходите на свидания с Машей. Представляете, если, увидев Джона в весёлой компании американцев, вы скажете: I am seeing John – «Я хожу на свидания с Джоном» вместо I see John – «Я вижу Джона». Углубляясь в детали понимания данного предложения, мы можем сказать, что это только начало отношений. Джон ещё не boyfriend, но если будет хорошо себя вести, может удостоится этого положения.

 

Что касается I am loving MacDonald’s, то «континиусная» структура здесь показывает оценочное усиление, как мы уже говорили, эмоциональность. Это означает, что я очень, очень, очень люблю Макдональдс, правда, в данный момент. Это всплеск ваших эмоций после бигмака и капучино. Вы можете выражать свои эмоции подобным образом по поводу разных ситуаций, но так недопустимо говорить о человеке.

 

Вопрос: Вы хотите сказать, что вышеуказанные «эмоциональные», или, как их ещё называют, «статические» глаголы никогда не используются в Continuous?

 

Ответ: используются (2.7),  но редко и контекст при этом меняется. Обычно такие задания не даются в школьных тестах. Эти нюансы изучаются в advanced grammar – продвинутой грамматике.

 

Например:

 

 • I am understanding physics much better now when Mr. Brown is teaching us.

Я понимаю (начинаю понимать) физику гораздо лучше сейчас, когда м-р Браун обучает нас.

(глагол описывает изменение)

 

Из всего вышесказанного мы делаем вывод, что существует иерархия правил. Есть общие правила и есть подправила.

 

Вот ещё несколько примеров на Present Continuous:

 

• Now I know what you are talking about.

Now I am knowing what you are talking about.

Сейчас я знаю, о чем ты говоришь.

 

• Look, the dog is running away!

Взгляни, собакаубегает!

 

• I can see those guys there now.

Я сейчас вижу там тех парней. 

(букв.: «Я могу видеть тех парней там сейчас»)

 

• I can't hear anything when you are listening to music.

Я не могу ничего слышать, когда ты слушаешь музыку.

 

• He works at the hospital, but he is writing his thesis now.
Он работает в больнице (вообще), но сейчас (не обязательно в данный момент) он пишет свою диссертацию.

 

Если хотите, то можно и так:


• He is working at the hospital, and he is writing his thesis now.
Он работает в больнице (указание на временность этой ситуации), и сейчас он пишет диссертацию (в этот период его жизни).

 

• Which book are you reading?
Какую книгу ты (сейчас) читаешь?

 

Хотя человек не читает книгу в данный момент, но мы используем именно это время, так как он читает её в определенный период «вокруг настоящего».

 

Изменения и развитие (2.8)

        Мы используем Present Continuous, когда говорим о changes  и   developments  (изменениях  и   развитии)  (2.8).  Это правило идет в дополнение к «временности» ситуации. Если что-то изменяется и развивается, оно является временным. По сути, этопроизводная от «временности».

 

• The population of the world is growing very fast.

Население в мире растет очень быстро.

 

 Is your English getting better?

Твой английский улучшается («становится лучше»)?

 

 

 

Спланированное будущее (2.9)

А вот ещё одно правило, о котором мы не упомянули раньше. Формой Continuous можно передавать будущие спланированные события (2.9).  Подумайте о классическом Continuous – это действие, происходящее в настоящий момент. Если мы уже что-то спланировали, то обоснованно можно сказать, что исполнение этого события  уже  началось, и  поэтому  уместно было бы  использовать  данную форму для передачи спланированных событий в будущем. Мы ещё раз более подробно поговорим об этом, когда будем разбирать формы будущих времен.

 

• am leaving on Sunday.

Я уезжаю в воскресенье. 

(я полностью все спланировал)

 

• What are you doing tonight?

Что ты делаешь сегодня вечером?

(что ты спланировал делать сегодня вечером)

 

Сontinuous НЕ употребляется с «точными периодами».

 

Что такое «точный период»?

 

I am reading a book – я читаю книгу (с неопределённым артиклем, если про эту книгу ничего больше не сообщаю). Естественно, чтение книги занимает какой-то период, но если он четко не обозначен, например, for 3 weeks – в течение трех недель, то в английском он не считается периодом. Как только мы добавили к предложению for 3 weeks, то обязательно должны изменить само предложение и передать этот смысл конструкцией I’ve been reading the book for 3 weeks – я читаю (эту) книгу в течение трёх недель. Здесь мы используем Present Perfect Continuous, с которым разберёмся позже.  С точки зрения логики русского языка это может звучать странно, но это так. 

 

Видим скептический взгляд: дескать, вот тут я Вас и поймал, господин учитель!   «Вчера смотрел фильм на английском и один из актеров говорил: «I am sitting here already for 5 minutes»– «Я сижу здесь уже в течение 5 минут». Что Вы на это скажете?» 

 

Сказать можем только одно – это очень правильно, что вы смотрите фильмы на английском языке. Но есть такое явление, как разговорная речь, и она может отклоняться от правил. Некоторые конструкции могут быть использованы в разговорной речи, а некоторые – нет. Часто сценаристы делают ошибки специально, чтобы подчеркнуть безграмотность героев, которых они создают. 

 

Мы бы не советовали применять этот опыт в решении тестов. За использование таких конструкций вы получите «двойку» и потом будете долго объяснять своей учительнице английского и родителям, что некий Джон из Техаса говорил именно так.

 

Итак, подведем итоги:

1. Im having lunch now.Ясейчасобедаю. (реальное "сейчас") (2.1)

2. am reading an interesting book. – Я читаю интересную книгу. (промежуток времени, связанный с настоящим, “вокруг  настоящего”) (2.2)

3. So, ware having party. A lot of people come.Итак, у нас вечеринка. Приходит много людей.(пересказ историй, background – так называемое фоновое действие) (2.3)

4. He'doing squats. – Он приседает. (неопределенное количество действий в промежуток времени) (2.4)

5. You are always losing your keys!- Ты всегда теряешь ключи! (эмоции) (2.5)

6. The population of the world is growing very fast.Население в мире растет очень быстро. (изменения, развитие) (2.8)

7. am meeting John tonight. – Я встречаюсь с Джоном сегодня вечером. (спланированное действие) (2.9)

 


 

АВТОР

Igor

igor shavkunov s