Печать
2847

mimo

 

ПОВЕДЕНИЕ

 

Многие преподаватели уделяют большое внимание поведению, так как считают это одним из самых важных аспектов успешного усвоения материала. Здесь сложно не согласиться. Если ученики в классе начинают вести себя абсолютно неприлично, устраивая баталии или просто преднамеренно издеваются над преподавателем, то усвояемость материала будет минимальной. Нельзя научиться у человека, которого не уважаешь, – гласит древняя мудрость.

 

С возрастом люди учатся контролировать свои эмоции, сосредотачиваться тогда, когда необходимо. По этой причине обучать взрослых обычно намного легче. Учитель говорит то, что надо делать, а ученик это делает, зная, что это нужно в первую очередь ему самому.

 

Дети в основной своей массе понятия не имеют, что им нужно и зачем они изучают тот или иной предмет. Конечно, родители и учителя пытаются им объяснить: «Учись хорошо, это тебе пригодится в будущем», но в сознании детей доминирует настоящее. Вспоминается песня из фильма «Приключение Электроника»:

 

Мы маленькие дети, нам хочется гулять …

Слова упрямо эти я буду повторять,

Тем, кто за нас в ответе, давно пора понять,

Тем, кто за нас в ответе, давно пора понять:

Мы маленькие дети – нам хочется гулять!

А нам говорят, что Волга

Впадает в Каспийское море!

А я говорю, что долго

Не выдержу этого горя!

 

Таким образом, удержать внимание ребенка сложнее, чем удержать внимание взрослого. После занятий с детьми или тинэйджерами устаешь гораздо сильнее.

 

Преподаватель должен уметь чувствовать ученика, поскольку это позволяет остановиться тогда, когда ученик больше не в силах воспринимать одну информацию и переключиться на другую или просто сделать паузу.

 

Дети полны энергии, и абсолютно естественно, что они хотят приложить эту энергию каким-то способом. Они не могут с ней справиться и начитают крутиться, подпрыгивать на стуле, ронять ручку, только ради того, чтобы ее поднять, залезая при этом полностью под стол. Вдруг им хочется в туалет, затем им надо попить воды или поесть. Все эти и многие другие трюки используются для того, чтобы оттянуть занятие тем, чем им заниматься не хочется. Они идут на любые уловки, лишь бы избежать этой участи – изучать нелюбимый предмет.

 

В таких ситуациях учитель может надавить на ученика, запугать, нажаловаться родителям или преподнести материал в таком виде, в котором ученику все будет очень интересно.

 

Конечно, учителю должно самому быть интересно то, что он преподает, и он должен уметь заинтересовать этим учеников. Это не легкая задача.

 

Обычно я не обращаю внимание на то «плохое поведение», которое не мешает процессу обучения. Дети могут вертеться, прыгать, переворачиваться вниз головой, ложиться на пол и многое другое при одном условии, если их внимание следует теме урока. 061 01

 

Очень часто взрослые, чтобы сосредоточиться, вдруг начинают ходить по комнате. Как это помогает сосредоточиться? Ответ дан в техниках скорочтения, когда при смене привычки чтения требуется еще и отстукивать разные ритмы карандашом по столу, используя одну или две руки. Это занимает внимание и снимает артикуляцию – проговаривание. Глаза скользят по тексту, сразу создавая образы, не вербализируя их, т. е. не переводя их в слова, которые произносятся про себя.

 

Начиная расхаживать по комнате взад-вперед, человек с одной стороны, перегружает внимание дополнительными действиями и этим самым убирает фоновые мысли, которые мешают ему сосредоточиться на главном. В своем «естественном» состоянии ум работает во множестве направлений, он рассредоточен, поэтому, чтобы лучше сосредоточить его на предмете, можно воспользоваться трюком и задействовать физическую энергию тела в каком-то движении.

 

Есть преподаватели, которые считают, что подобное поведение является оскорбительным, оно оскорбляет их лично, предмет и сам процесс обучения.

 

Я не нахожу в этом ничего оскорбительного. Оскорбление – это действие, которое выполняется специально с желанием унизить. Часто дети не имеют таких намерений, они просто прыгают, бегают, двигаются и выбрасывают лишнюю энергию, которая в большом количестве генерируется их телами.

 

Иногда это приводит к отвлечению, они «заигрываются», и здесь важно вовремя остановить ребенка: «Ты можешь откинуться на стуле вниз головой, если хочешь, или закинуть ногу за голову, если тебе это нравится, но при одном условии: если ты продолжаешь пересказывать мне тексты или переводить то, что я говорю. Положение твоего тела не должно сказываться на процессе обучения. Я спрашиваю – ты отвечаешь ».

 

Обычно такое вольное поведение запрещено в общеобразовательных школах и дети, чувствуя благодарность за понимание со стороны преподавателя, стараются изо всех сил не потерять эту привилегию.

 

В то же время важно, чтобы они четко следовали договоренности. Ученики часто пытаются взять под контроль ситуацию и преподавателя. Они нарушают договоренность и смотрят, как на это отреагируют взрослые. Если реакции никакой нет, то обучающиеся воспринимают это как слабость и идут дальше. Взяв полностью ситуацию под контроль, они теряют уважение к преподавателю и предмету, а потеряв уважение, уже больше не способны продуктивно изучать предмет.

 

Это предупреждение преподавателям и родителям, которые хотят быть хорошенькими (не хорошими, а хорошенькими). Они идут на поводу у учеников, добиваясь дешевого уважения. Почему дешевого? Потому что оно временно, следующий шаг – эти же ученики начнут издеваться над преподавателем. Следовательно, необходимо держать эту грань между «свободным» поведением и «продуктивностью» процесса обучения.

 

С детьми больше важна не квалификация преподавателя как специалиста в той или иной области, а умение наладить контакт. Если контакт налажен, то учитель сможет передать часть своих знаний, которые в любом случае выше знаний ученика.

 

В дальнейшем мы еще вернемся к специфике преподавания детям. Надо не забывать, что они эмоциональны, они готовы заниматься часами тем, что им нравится, но не могут выдержать и пяти минут, занимаясь тем, что им не нравится.

 

По общепринятой методике необходимо сначала объяснить грамматические правила, потом привести примеры на эти правила, потом попросить учеников придумать свои примеры. Но часто сама концепция изучения правил приводит учеников в уныние, поэтому здесь можно поменять местами рекомендуемую последовательность.

 

Начав с песни Selena Gomez «Love you like a love song» или Beatles «Let it be», вы сразу вернете настроение ученику, который привык к тому, что изучение чего-то должно быть скучным и нудным. Затем вы можете объяснить грамматику, связанную с текстом, обратив внимание на произношение, интонацию и музыку речи. Когда хорошее настроение возвращено, можно уделить немного времени и грамматическим структурам. Главное – не переборщить и вовремя вернуться к тому, что нравится ученику.

 

У всех обучающихся есть любимые сериалы, песни, произведения и это можно и нужно использовать в преподавании.

 

Ученики, которым за 50, часто ведут себя почти как дети. За свою жизнь они выучили столько, что сам факт обучения может вызвать у них уныние, поэтому с ними надо следовать той же тактике. Говорить о том, что им нравится, оформлять это в тексты и заучивать их наизусть, попутно объясняя грамматику.

 

Такая форма обучения им нравится, так как у них есть много, чем бы они хотели поделиться с другими, а язык в этом случае выступает всего лишь средством. Цель – разнообразие в общении. Заработав достаточно денег, они много путешествуют по миру, общаются с другими людьми, и им просто необходим язык.  

 


 

АВТОР

Igor

igor shavkunov s 

ОГЛАВЛЕНИЕ