Печать
3758

mimo

ПОГОВОРИМ ОБ УСТАЛОСТИ

026 01

Сейчас часто можно услышать различную рекламу частных школ или языковых курсов: «У нас творческий подход к обучению. Ученики после наших занятий не устают. Процесс обучения у нас радостный и приносит счастье».

 

Родители, наблюдая, как устают их дети после школы, делают вывод, что, наверное, там у них в школе что-то не так, ребенок приходит из школы еле живым, а ему еще необходимо несколько часов делать домашнее задание.

 

Следовательно, приведенная выше реклама звучит крайне заманчиво. Но посмотрим на процесс обучения с точки зрения принципов, чтобы понять, насколько она может быть еще и правдивой.

 

Да, хороший, талантливый преподаватель может заинтересовать учеников. Это его обязанность. Интерес – очень серьезная движущая сила в процессе обучения. Но означает ли это, что ученик не будет уставать?

 

Конечно, нет. Дети устают, даже просто играя в любимые игры. Взрослые устают от взрослых развлечений. Можно устать от отдыха или от множества вещей, которые изначально приносили человеку максимум наслаждения. Почему? Так работает наше внимание, оно интенционально, то есть направлено на предмет. А если оно направлено на предмет в течение какого-то времени, оно устает.

 

Усталость – это естественная реакция человеческого организма на любую деятельность – физическую или ментальную. Нет таких магических школ или курсов, где обучающиеся не устают.

 

Другое дело, что усталость бывает разная. Уставая от нелюбимого занятия, человек начинает его ненавидеть. Если ученик сидит на уроке и думает: «Ну когда-же, когда-же он закончится!? Когда же эта нудная училка исчезнет с моего поля зрения и я займусь реальным делом!? Через пару минут до меня дойдет очередь отвечать, а я ничего не знаю. О боже, когда же это кончится!? Когда же я закончу эту школу, выкину все учебники и начну жить как человек!? Сколько можно мучать меня этими скучными, никому не нужными предметами?!» После таких уроков приходит действительно большая усталость. Если ученик будет постоянно испытывать стресс и держать у себя в голове такие мысли 6 часов в день, то это неизбежно приведет его к усталости, ненависти и бунту.

 

Теперь давайте рассмотрим другую усталость. Учитель заинтересовал ученика, ему нравится предмет, он получает множество позитивных эмоций, постигая что-то новое. Он становится своего рода творцом, проходя путь великих предков с небольшой помощью учителя. Как это, например, делал Сократ, когда с помощью наводящих вопросов необразованный раб выводил геометрические теоремы.

 

В обоих случаях обучающийся будет уставать, но это разные виды усталости, хотя они и называются одним словом. Творческая усталость приятна, ее хочется испытывать еще и еще. Усталость, вызванная ненавистью к предмету, подавляет; никому не нравится испытывать это чувство. Следовательно, усталость обучающегося сама по себе не является критерием правильности процесса обучения. Таким критерием выступает желание ученика заниматься предметом обучения, когда этот предмет становится источником радости, стилем жизни, способом мышления.

 

Вот еще пример. Если посмотреть, как работает процесс изучения зыка во время просмотра интересного фильма на английском языке, то можно увидеть, что это то же аудирование, то же изучение слов и фраз. Отличие состоит в том, что делается это гораздо легче, так как удерживать внимание на тех же английских словах и предложениях интереснее, чем слушать нудные аудиотексты по аудированию о старушке, которая пошла в магазин и купила хлеб, или о мальчике, который не учил уроки и получил в школе двойку.

 

Увлекательное приключение или любовная история задержит внимание ученика гораздо лучше на английских словах и фразах. Запоминаться они будут тоже намного лучше, когда эмоционально окрашены. При этом усталость будет в обоих случаях, но как мы уже говорили, одна – приятная, а другая – нет.

 

Однако это вовсе не означает, что не надо слушать тематические тексты, которые специально составлены и используют определенную лексику, фразовые глаголы и т. д. Просто эти тексты не должны убить интерес к предмету и не вызвать оскомину, после которой ученик не сможет даже подойти к предмету. Клятва Гиппократа, которая звучит как «не навреди» должна в той же степени использоваться и в обучении. Современная гонка за количеством поглощенной информации уступает принципу качества его освоения. Если ученик выучил очень много, но приобрел ненависть к предмету в целом, то мы получили противоположный результат и навредили. Ученик не будет использовать эти знания в будущем, будет избегать того, что приносило ему столько страданий. Мудрец, это не тот, кто знает много, а тот, кто умеет этим пользоваться, а на еще более высшем уровне, вести себя соответственно. Это качество характера, качества души, а не информация. 

 


 

АВТОР

Igor

igor shavkunov s 

ОГЛАВЛЕНИЕ